Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Житникова Ю.В. и Новикова М.Ю, с участием помощника судьи Шепелевой О.В, с участием представителя Центрального Банка Российской Федерации Мухина О.В. в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело N 2-11564/2019 по апелляционной жалобе начальника Полевого учреждения Центрального Банка Российской Федерации N N Н.В. Гурова на решение 26 гарнизонного военного суда от 31 октября 2019 г, которым удовлетворён иск военного прокурора 29 военной прокуратуры войсковая часть - полевая почта N (далее - военный прокурор) в защиту прав Нагорной ФИО9 к Полевому учреждению Банка России N N о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Житникова Ю.В, объяснения представителя Центрального Банка Российской Федерации Мухина О.В, поддержавшего апелляционную жалобу ответчика, судебная коллегия
установила:
военный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что Нагорная с 13 июля 1995 г. работает в должности кассира в Полевом учреждении Банка России N N. В период с 1 сентября 2018 г. по 31 августа 2019 г. ей выплачивалась заработная плата без повышения должностного оклада на 50 процентов, установленного статьёй 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ "О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ).
Полагая нарушенными права Нагорной на получение заработной платы в полном объёме, военный прокурор в исковом заявлении просил суд взыскать с Полевого учреждения Банка России N N в её пользу доплату к заработной плате с учётом повышенного должностного оклада на 50 процентов за указанный период, а всего в общей сумме 752 175 руб. 27 коп.
Решением гарнизонного военного суда иск военного прокурора удовлетворён.
В апелляционной жалобе Гуров просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новое решение об отказе военному прокурору в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы автор, анализируя положения Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ, Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", указывает, что Полевое учреждение Банка России N N не относится к воинским формированиям, работникам которых установлены социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ, а военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, направляются в полевые учреждения Банка России не на воинские должности, что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2008 г. N 49 "О перечне организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, в которых военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности". Полевые учреждения банка России не входят в структуру Вооружённых Сил РФ.
По мнению ответчика, финансирование мероприятий, связанных с реализацией социальных гарантий и компенсаций, установленных только для органов, финансируемых государством из федерального бюджета и предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации, а не Банка России.
На апелляционную жалобу военным прокурором поданы письменные возражения, в которых он указывает на законность решения гарнизонного военного суда и просит отказать ответчику в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьёй 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами перечисленных органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В статье 83 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено, что Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Согласно статье 86 того же Федерального закона полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны Российской Федерации.
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.
В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" совместным приказом Председателя Центрального банка Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации от 5 июня 1998 г. N "данные изъяты"
В силу названного Положения "данные изъяты"
Полевые учреждения являются воинскими учреждениями, входят в единую централизованную систему Банка России, создаются в составе видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации, при армиях, дивизиях и других приравненных к ним воинских частях, в которых предусмотрена военная служба. Полевые учреждения имеют действительное и условное наименование воинской части, печать установленного образца, их возглавляют начальники.
Полевые учреждения комплектуются служащими и военнослужащими. Правовое положение служащих определяется Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и действующим трудовым законодательством.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Полевое учреждение Банка России N N является как составной частью Банка России и при осуществлении банковской деятельности руководствуется названным выше Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, так и относится к воинскому учреждению, созданному в составе военного ведомства, которое в процессе своей деятельности, в том числе в вопросе социальной защиты служащих, работающих в нем, должно учитывать нормативные правовые акты, устанавливающие для данной категории лиц дополнительные льготы и гарантии.
В частности, в целях усиления мер социальной защиты для лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ установлены дополнительные гарантии и компенсации.
Согласно статье 1 и пункту 1 части 1 статьи 3 этого Федерального закона под воинскими формированиями Российской Федерации, дислоцированными на территории Республики Казахстан, в целях этого Федерального закона понимаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также военные суды, военные прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. Лицам, работающим в воинских формированиях, устанавливаются должностные оклады (тарифные ставки) с повышением на 50 процентов.
Как следует из статей 1, 9 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, заключенного 20 января 1995 года в г. Москве, банковское обслуживание воинских формирований Российской Федерации производится полевыми учреждениями Банка России с соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Казахстан в порядке, определяемом соглашениями между Банком России и Национальным банком Республики Казахстан. Под воинскими формированиями Российской Федерации понимаются воинские части, учреждения, предприятия, организации и компетентные органы Российской Федерации, временно находящиеся на территории Республики Казахстан.
Исходя из приведённых правовых норм и установленных судом обстоятельств дела, Нагорная имеет право на особые условия оплаты труда в виде установления должностного оклада с повышением на 50 процентов, поскольку работает в Полевом учреждении Банка России N N которое относится к воинским формированиям, дислоцированным на территории Республики Казахстан, и предназначено для банковского обслуживания соответствующих организаций, находящихся на этой территории.
В период с 1 сентября 2018 г. по 31 августа 2019 г. заработная плата выплачивалась Нагорной без учёта повышения должностного оклада на 50 процентов.
Согласно расчёту, приложенному к исковому заявлению, размер недоплаты истцу заработной платы за указанный период составляет 752 175 руб. 27 коп.
При таких данных судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания с ответчика в пользу Нагорной спорных денежных средств, а соответствующие доводы апелляционной жалобы отвергает как несостоятельные.
Необоснованным является и утверждения авторов апелляционных жалоб о том, что социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в воинских формированиях на территории Республики Казахстан, установлены только для органов, финансируемых за счёт федерального бюджета, к которым Банк России не относится.
В силу статьи 88 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" условия оплаты труда служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами.
Положение о полевых учреждениях "данные изъяты"
"данные изъяты"
Выплата заработной платы в повышенном размере для отдельных категорий работников из числа гражданского персонала предусмотрена именно федеральным законом, поэтому требование истца является обоснованным.
Исходя из положений статей 83, 86 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Положения о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, полевое учреждение является обособленным подразделением Банка России.
В соответствии со статьёй 68 ТК РФ приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Положением о полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации установлено, что служащие в полевых учреждениях назначаются на должности и освобождаются от соответствующих должностей начальниками полевых учреждений.
При таких данных военный прокурор, посчитавший нарушенным право Ерохина на оплату труда, обоснованно предъявил требования к Полевому учреждению Банка России N N, приказом руководителя которого истец была принята на работу.
Таким образом не усматривается оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 31 октября 2019 г. по иску военного прокурора 29 военной прокуратуры войсковая часть - полевая почта N в защиту прав Нагорной ФИО10 к Полевому учреждению Банка России N N оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Гурова Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.