Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Старовойт Р.К, судей Виноградовой О.Н, Кравченко А.И.
с участием помощника прокурора Генеральной прокуратуры РФ Бобылевой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Николаевского гарнизона в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома
по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации
на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 24 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 августа 2019 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, объяснение, представителя ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" по доверенности Васильевой С.В, прокурора Генеральной прокуратуры РФ Бобылевой О.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Николаевского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском указав, что жилой дом по адресу п. Штыково ул. Цветочная, д. 5 (военный городок N47) состоит на балансе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ. В соответствии с государственным контрактом N3-УЖФ/ТОФ-2 от 29.09.2017г, заключенным между Министерством обороны РФ и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", обслуживание, текущий ремонт данного здания осуществляется ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление". Обязанность по проведению капитального ремонта лежит на собственнике имущества - Министерстве обороны РФ, однако, данную свою обязанность ответчик надлежащим образом не исполняет, что влечет нарушение прав граждан, находящихся в этом здании и создает угрозу для их жизни и здоровья. Уточнив требования, просил суд признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ по содержанию многоквартирного дома; обязать Министерство обороны РФ произвести работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, выполнив предварительно работы по определению перечня объектов материально-технической базы, разработав заявочный план капитального ремонта, включив в план капитального ремонта на 2019 год указанный объект и мероприятия, необходимые для начала работ, обязать ответчика включить указанный многоквартирный жилой дом в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в государственный контракт по капитальному ремонту зданий и сооружений МО РФ на 2019 год в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Определением Шкотовского районного суда Приморского края от 30 августа 2018года ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Определением Шкотовского районного суда Приморского края от 04 декабря 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ по Восточному военному округу.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования с учетом заявленных уточнений.
Представитель ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" полагала требования прокурора обоснованными. Дополнительно указав, что дом построен в 1955 году, имеет значительную степень износа, со дня постройки капитальный ремонт дома не производился, техническое обслуживание дома сводится к устранению аварийных ситуаций.
Представители Министерства обороны РФ, Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ по Восточному военному округу в судебное заседание не явились, разбирательство по делу проведено в их отсутствие. В письменных возражениях на иск представитель Министерства обороны РФ полагал, что Министерство обороны РФ не является надлежащим ответчиком по иску, т.к. управление жилищным фондом МО РФ осуществляет ФГБУ "ЦЖКУ", прокурор не наделен право на обращение с иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку представляется возможным установить собственников и нанимателей помещений в указанном жилом доме.
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 24 января 2019 года исковые требования Военного прокурора Николаевского гарнизона в защиту прав и законных интересов неопределенного круга, интересов Российской Федерации удовлетворены. Бездействие Министерства обороны РФ по ненадлежащему содержанию многоквартирного дома N 5 по ул. Цветочной в п. Штыково Шкотовского района Приморского края признано незаконным. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу принять необходимые меры по организации капитального ремонта многоквартирного дома N 5 по ул. Цветочной в п. Штыково Шкотовского района Приморского края, выполнив предварительно работы по определению перечня объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта, разработать заявочный план капитального ремонта, включить в План капитального ремонта на 2019год указанный объект и мероприятия, необходимые для начала работ. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность включить объект: многоквартирный жилой дом N 5 по ул. Цветочной в п. Штыково, расположенный на территории военного городка N 47 п. Штыково Шкотовского района Приморского края, в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в государственный контракт по капитальному ремонту зданий и сооружений Министерства обороны Российской Федерации на 2019год.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 августа 2019 года по апелляционной жалобе представителя Минобороны России, решение Шкотовского районного суда Приморского края от 24 января 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит отменить решение Шкотовского районного суда Приморского края от 24 января 2019 года и апелляционное определение Приморского краевого суда от 12 августа 2019 года, ссылаясь на то, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку вопросами управления многоквартирным домом занимается ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в чьи обязанности входит, в том числе капитальный ремонт переданных им в управление многоквартирных домов. Вывод судов о включения спорного многоквартирного дома в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в государственный контракт по капитальному ремонту зданий и сооружений Министерства обороны Российской Федерации на 2019 год является неверным. При разрешении исковых требований судом не применены подлежащие применению нормы материального права - ст.ст. 168, 180, 190 ЖК РФ.
Прокурор в судебном заседании полагал доводы кассационной жалобы необоснованными, а вынесенные судебные акты законными.
Представитель третьего лица ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России полагал судебные постановления законным и обоснованными, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по доводам, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что все квартиры в доме 5 по ул. Цветочной в п. Штыково Приморского края находятся в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, приватизированные гражданами квартиры в доме отсутствуют, поскольку жилой дом расположен в закрытом военном городке. В платежных документах, выставляемых нанимателям, отсутствует графа по оплате капитального ремонта дома. Согласно условиям договора заключенного с Министерством обороны РФ на ФГБУ "ЦЖКУ" не возложена обязанность по капитальному ремонту жилого дома.
Представители Министерства обороны РФ, МО РФ по ТОФ ЖЭ(К)О в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. Учитывая их надлежащее извещение, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. ст. 125 и 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, права собственника и обязанности, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частями 1, 2 и 4 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации), земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Судами установлено, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "Центральное жилищно- коммунальное управление" Министерства обороны РФ в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
29 сентября 2017 года между Министерством обороны РФ (собственником жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ) в лице Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа, и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", заключен договор N 3-УЖФ/ТОФ-2 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации.
Согласно п. 2.4 Договора, управляющая организация в отношении передаваемого в управление жилищного фонда приобрела права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации.
В соответствии с актом приема-передачи многоквартирного дома N 5 по ул. Цветочной в управление, управляющая компания ФГБУ "ЦЖКУ" приняла в управление данный многоквартирный дом 31 октября 2017года. Согласно акту осеннего осмотра здания от октября 2017года, данный дом находился в неудовлетворительном состоянии и требовал ремонта, капитальный ремонт дома с момента постройки не производился.
Из акта осмотра от 25 мая 2018 года следует, что жилой дома N 5 по ул. Цветочной п. Штыково был осмотрен представителем государственной жилищной инспекции Приморского края и выявлено, что в МКД разрушается цоколь, частично разрушена отмостка, в подъездах дома частично разрушен штукатурный и окрасочный слой, кровля имеет течь, электрощиты не заперты на запирающие устройства.
Военной прокуратурой Николаевского гарнизона проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок комплексного обслуживания, технической эксплуатации и проведения ремонтных работ объектов жилищного фонда военного городка N 47, расположенных в п. Штыково Шкотовского района Приморского края. По результатам проверки установлено, что многоквартирный жилой дом N 5 по ул. Цветочной военного городка N 47 в п. Штыково находится в неудовлетворительном состоянии. В результате весенних и осенних осмотров здания в период 2017-2018гг, внепланового осмотра здания, а также в ходе общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда - многоквартирного дома N 5 по ул. Цветочной военного городка N 47 в п. Штыково, 08 октября 2018года установлено, что в доме, в связи с большим количеством протечек и коррозии требуется замена труб из метапола с заменой запорной арматуры; в связи с протеканием кровли и длительной эксплуатацией без проведения ремонтов требуется ее капитальный ремонт на общей площади 780 кв.м.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", представленным доказательствам дал правовую оценку и пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суд указал, что Министерство обороны Российской Федерации, как собственник, действия по организации капитального ремонта многоквартирного дома не производит и надлежащим образом не осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания, принадлежащего ему имущества, в связи с чем прокурор, подавая исковое заявление в суд в интересах неопределенного круга лиц, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Судебная коллегия апелляционной инстанции поддержала выводы суда первой инстанции, указав, что обслуживание жилого дома осуществляется ФГБУ "ЦЖКУ" на основании заключенного с Министерством обороны РФ договора управления жилым домом от 29 сентября 2017 года, которым обязанность осуществления ФГБУ "ЦЖКУ" капитального ремонта не предусмотрена.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Необходимость проведения капитального ремонта жилого дома подтверждается совокупностью представленных по делу доказательств, в том числе, актом осмотра Государственной жилищной инспекции, комиссионными дефектными актами и актами ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ о сезонном осмотре технического состояния дома, актом приема-передачи дома на обслуживание в ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, что верно учтено судом при разрешении спора.
Довод жалобы о том, что капитальный ремонт обязано выполнять ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", также не состоятелен, так как передача в 2017 году жилого дома на обслуживание и содержание ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" не освобождает Министерство обороны РФ, как собственника этого здания, от обязанностей по содержанию указанного имущества и не свидетельствует о том, что к ФГБУ "ЦЖКУ" перешли, в том числе и обязательства по капитальному ремонту дома, не исполненные военным ведомством к моменту передачи данного имущества.
Доводы кассационной жалобы представителя ответчика, со ссылкой на положения ст. 190, п.3 ч.1 ст.180 ЖК РФ о проведении капитального ремонта жилого дома за счет средств фонда капитального ремонта, размещенных на счете регионального оператора, с учетом расположения жилого дома 5 по ул. Цветочная в п. Шкотово на территории военного городка N 47, принадлежности дома на праве собственности Российской Федерации, отсутствия в деле доказательств принадлежности жилых помещений в доме на праве собственности гражданам, отклоняются судебной коллегией как основанные на ошибочном понимании норма права.
Доводы кассационной жалобы не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от 24 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 12 августа 2019 года без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.