Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Новиковой О.А., судей Моргасова М.М., Козиной Т.Ю., при помощнике судьи Королевой Л.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Козиной Т.Ю. дело по апелляционной жалобе истца Кочуловой А.А. на решение Басманного районного суда города Москвы от 11 ноября 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кочуловой А.А. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы об отмене распоряжения от 28 марта 2019 года N***, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений отказать, УСТАНОВИЛА:
Кочулова А.А. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (далее-ДТСЗН города Москвы) об отмене распоряжения от 28 марта 2019 года N ***, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
В обоснование заявленных требований истец указала, что распоряжением ДТСЗН города Москвы от 28 марта 2019 года N *** ей необоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что город Москва не является ее местом жительства.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
В заседание судебной коллегии представитель третьего лица ГБУ Центр "Детство" по доверенности Хмелевая Т.А. явилась, возражала против доводов жалобы.
Остальные участники в заседании коллегии не явились, извещены.
Проверив материалы дела, выслушав представителя третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям отвечает.
Решение суда первой инстанции вынесено при точном соблюдении процессуальных норм и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к возникшим между сторонами правоотношениям, и содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных фактов.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ст. 2 Закона города Москвы "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве" дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Предоставление жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с действующим на данный момент порядком предоставления детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений и контроля за их исполнением, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве", реализуется Департаментом городского имущества города Москвы путем заключения договора найма специализированного жилого помещения только на основании заключения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 года N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП утвержден Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений - Приложение 1 (далее - Порядок).
В соответствии с данным Порядком формирование списка осуществляется ДТСЗН города Москвы.
С заявлением о включении в список в письменной форме в срок не позднее двух месяцев со дня достижения детьми возраста 14 лет обращаются законные представители детей-сирот, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением необходимых документов.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, лица из числа детей-сирот, а также лица, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они не были включены в список в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, самостоятельно обращаются с заявлением о включении в список в письменной форме в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства либо в уполномоченную организацию.
При установлении полноты представленных документов и точности содержащихся в них сведений уполномоченный орган в срок не позднее трех рабочих дней со дня завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, направляет заявление о включении в список и указанные документы в уполномоченную организацию.
Уполномоченная организация в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления заявления о включении в список и прилагаемых к нему документов, направленных в соответствии с пунктом 13 Порядка, либо со дня завершения уполномоченной организацией мероприятий, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, осуществляет подготовку проекта решения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список, которое в указанный срок с приложением документов направляет в ДТСЗН города Москвы.
Уполномоченной организацией, осуществляющей подготовку документов для принятия решения о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в список является ГБУ Центр "Детство".
Основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, а задачей гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Исходя из содержания ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает на всей территории Российской Федерации, порядок реализации указанного права устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Российской Федерации возникает у детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в силу прямого указания которой обеспечение жильем детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется тем субъектом Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Вместе с тем, законодательство города Москвы базируется в части установления обстоятельств обеспечения жилыми помещениями на моменте возникновения права, закрепленном Федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Ипкеева (Кочулова) А.А. родилась****** 19** в городе ****** области.
Мать истца Ипкеева Е.Д. умерла ** февраля **** года, отец истца *** лишен родительских прав в отношении своей дочери на основании решения *** районного суда Республики Татарстан от *** года, вступившего в законную силу *** года.
Решением Президиума Тюлячинского районного Совета народных депутатов Республики Татарстан от *** года N ** над Ипкеевой А.А. установлена опека на возмездных условиях со стороны ***, проживающей по адресу: Республика Татарстан, *** район, поселок ***.
В соответствии с договором передачи (приватизации) жилого помещения в собственность от *** года в общую долевую собственность (по 1/4 части) Ипкеевой К.А, Ипкеевой Е.А, Ипкеевой Ю.А, Ипкеевой А.А. передано жилое помещение, расположенное по адресу: *** область, город ***, ул. ***, д. **, кв. *.
Заключением межведомственной комиссии от 15 ноября 2006 года N** жилые помещения, расположенные в жилом доме N ** по адресу: *** область, город ***, ул. ***, признаны непригодными для постоянного проживания, вследствие ухудшения эксплуатационных характеристик, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации отдельных частей здания (фундамент, стены, перекрытия).
Заключением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тюлячинском муниципальном районе Республики ** от 30 марта 2012 года N *** признано невозможным возвращение Ипкеевой А.А. в жилое помещение, расположенное по адресу: *** область, город ***, ул. ***, д. **, кв. *.
Решением пятнадцатого заседания общественной жилищной комиссии Тюлячинского муниципального района Республики *** от 08 июня 2012 года N ***Ипкеева А.А, являющаяся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет, в связи с отсутствием жилья.
С 08 июня 2012 года Ипкеева А.А. включена Министерством образования и науки Республики Татарстан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, на основании решения от 18 января 2019 года N***.
10 сентября 2014 года между начальником ФГКОУ ВПО "Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Ипкеевой А.А. заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
22 мая 2018 года Кочулов А.Г. и Ипкеева А.А. заключили брак в Отделе ЗАГС исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан.
Приказом начальника ФГКОУ ВПО "Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 27 августа 2018 года N 627 л/с слушатель 5 курса факультета подготовки специалистов по программам высшего образования Кочулова А.А. направлена с 01 сентября 2018 года по 29 декабря 2018 года по месту прохождения практики в ГУ МВД России по городу Москве.
С 08 февраля 2019 года по настоящее время Кочулов А.Г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: город Москва, ул. ***, д. *, корп. *, кв. ***.
С 28 февраля 2019 года по настоящее время Кочулова А.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: город***, ул. ***, д. *, корп.*, кв.***.
Распоряжением ДТСЗН города Москвы от 28 марта 2019 года N 1043-1 Кочуловой А.А, **** года рождения, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что город Москва не является ее местом жительства.
Разрешая спор по существу, суд руководствовался положениями вышеприведенных статей, с учетом установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что местом рождения истца является город *** *** области; в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в городе Москве, истец не пребывала; под опекой (попечительством) вплоть до достижения возраста 18 лет Кочулова А.А. находилась в поселке ****** района Республики ***, с 08 июня 2012 года включена Министерством образования и науки Республики Татарстан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; в город Москву истец прибыла после достижения возраста 18 лет, в настоящее время является слушателем 5 курса очной формы обучения ФГКОУ ВПО "Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", и по завершении обучения в соответствии с приказом от 27 августа 2018 года N 627 л/с будет распределена для дальнейшего прохождения службы в ГУ МВД России по городу Москве, предполагаемая дата окончания обучения: август 2019 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что права и законные интересы Кочуловой А.А. распоряжением ДТСЗН города Москвы от 28 марта 2019 года N *** не нарушены, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усмотрел.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции.
Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Оснований для иных выводов у судебной коллеги не имеется.
Довод жалобы о том, что истец не реализовала свое право на получения жилья, не является основанием для отмены или изменения решения суда, так как 08 июня 2012 года Кочулова А.А. включена Министерством образования и науки Республики Татарстан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем ее права на получение жилого помещения не нарушены.
Довод жалобыо том, чтов Татарстане истец не будет обеспечена жильем, коллегия признает несостоятельным, поскольку это не свидетельствует о нарушении прав Кочуловой А.А, защите подлежат уже нарушенныеправа, защита права на будущее время законом не предусмотрена.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют фактически доводы искового заявления и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда города Москвы от 11 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кочуловой А.А.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.