Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-255/2020 по административному исковому заявлению Августинович Юлии Евгеньевны, Соляниковой Жанны Виленовны, Готина Дениса Вячеславовича, Зарудневой Ларисы Анатольевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость помещений по адресу: г. Москва, ул. в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 54 000 000 руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 110 000 000руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 7 257 196 руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 23 600 000 руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 89 000 000 руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 6 242 598 руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 9 976 883 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административные истцы являются собственниками помещений. В соответствии со ст.400 Налогового кодекса РФ административные истцы являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов.
Кадастровая стоимость помещений утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером в размере 77 598 521, 04 руб.
- помещение с кадастровым номером в размере 158 351 866, 10 руб.
- помещение с кадастровым номером в размере 29 182 615, 37 руб.
- помещение с кадастровым номером в размере 42 391 329, 06 руб.
- помещение с кадастровым номером в размере 126 995 203, 01 руб.
- помещение с кадастровым номером в размере 26 478 031, 86 руб.
- помещение с кадастровым номером в размере 78 414 313, 25 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административные истцы обратились к независимому оценщику ООО "ГРАНД РЕАЛ" за составлением отчетов об оценке рыночной стоимости помещений. В отчетах об оценке определена рыночная стоимость помещений, которая указана в административном иске при обращении в суд.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административные истцы обратились с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истцов административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежат помещения по адресу: г. Москва, ул. с кадастровыми номерами, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости.
Актуальная кадастровая стоимость помещений утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г."
Административные истцы в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации являются плательщиками налога на имущество физических лиц и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивают налоговые платежи исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, административные истцы имеют правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчеты об оценке, составленные ООО "ГРАНД РЕАЛ", в котором определена рыночная стоимость помещений в размере, указанном при обращении в суд с административным иском.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований административного истца, указал на несоответствие представленных отчетов об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объектов недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включать проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 15 июля 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам в ООО "БСГ-Консалтинг Групп".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N0719/08-БЭ от 10 декабря 2019 года, отчеты об оценке, представленные административными истцами и составленные ООО "ГРАНД РЕАЛ", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость помещений по адресу: г. Москва, ул. определена экспертом в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 54 000 000 руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 110 000 000руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 23 000 000 руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 44 000 000 руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 89 000 000 руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 28 000 000 руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 81 000 000 руб.
В судебном заседании представитель административных истцов с заключением судебной экспертизы частично не согласился, представил возражения.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы возражений к заключению эксперта не представил, каких-либо ходатайств не заявлял. О назначении по делу дополнительной или повторной судебной оценочной экспертизы в порядке ст.83 КАС РФ стороны не просили.
В судебном заседании допрошен эксперт, проводивший экспертизу, в материалы дела экспертом представлены письменные пояснения по заданным стороной вопросам и скорректировал данные по двум объектам. Частично с замечаниями стороны эксперт согласился, уточнил размер определенной им рыночной стоимости объектов недвижимости, с которым представитель административного истца согласился.
В отношении остальных замечаний экспертом представлены письменные пояснения. Из пояснений, данных экспертом в судебном заседании, следует, что оставшиеся замечания к экспертному заключению не нашли своего подтверждения, в судебном заседании эксперт убедительно и подробно опроверг имеющиеся к экспертному заключению замечания, дал необходимые разъяснения своего заключения, его пояснения зафиксированы аудио-видео протоколом судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 205 КАС РФ.
Рыночная стоимость объектов недвижимости определена экспертом безотносительно НДС (без выделения в рыночной стоимости суммы НДС).
Проанализировав представленные экспертом письменные пояснения и дополнение к судебной экспертизе, заслушав ответы эксперта на вопросы, суд приходит к выводу, что замечания сторон к экспертному заключению, с которыми эксперт не согласился, не являются обоснованными, не влияют на итоговую рыночную стоимость объектов недвижимости.
Не доверять выводам заключения судебной оценочной экспертизы у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом, и ее производство поручалось выбранному им экспертному учреждению. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь сторонами каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объекта недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административного ответчика о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административного ответчика о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта безотносительно суммы НДС.
Судом отклоняются доводы административного истца о необходимости установления рыночной стоимости объекта недвижимости без учета НДС.
Ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривает, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости налог на добавленную стоимость является ценообразующим фактором и влияет на ее размер.
В свою очередь, по общему правилу реализация нежилых помещений по рыночной стоимости сама по себе может являться объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и в этом случае налог на добавленную стоимость подлежит определению по правилам главы 21 НК РФ. Следовательно, определение рыночной стоимости с выделением в ее составе налога на добавленную стоимость противоречит нормам законодательства об оценочной деятельности.
В отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами по адресу: г. Москва, ул. суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку рыночная стоимость данных объектов недвижимости определена экспертом выше кадастровой стоимости.
Так, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номерами по состоянию на 01 января 2018 года составляет 26 478 031, 86 руб, тогда как рыночная стоимость определена экспертом безотносительно НДС в размере 28 000 000 рублей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номерами по состоянию на 01 января 2018 года составляет 78 414 313, 25 руб, тогда как рыночная стоимость определена экспертом безотносительно НДС в размере 81 000 000 рублей.
Из текста административного искового заявления усматривается, что целью обращения административных истцов в суд является снижение бремени содержания принадлежащего им на праве собственности имущества в связи с завышением налоговой базы для расчета налога на имущество, которая подлежит исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей оспариваемую истцами кадастровую стоимость приведет к ухудшению его положения, что недопустимо в рассматриваемом случае с учетом позиции Европейского Суда по правам человека (параграф 40 постановления от 24 мая 2007г. "Р. Против Российской Федерации, параграф 80 постановления от 06 декабря 2011 года "Гладышева против России").
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований о пересмотре кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами по адресу: г. Москва, ул..
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 29 мая 2019г.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости помещений.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость помещений по адресу: г. Москва, ул. в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 54 000 000 руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 110 000 000руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 18 500 000 руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 23 600 000 руб.
- помещение с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере 89 000 000 руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 мая 2019 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Отказать в удовлетворении административных исковых требований о пересмотре кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами по адресу: г. Москва, ул..
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.