Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-266/2020 по административному исковому заявлению АО "Косметическое объединение "СВОБОДА" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию:
- на 01 января 2018 года кадастровую стоимость здания с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. равной рыночной стоимости в размере 84 636 004 руб.;
- на 01 января 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. равной рыночной стоимости в размере 116 770 860 руб.;
- на 01 января 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. равной рыночной стоимости в размере 25 708 710 руб.;
- на 01 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. равной рыночной стоимости в размере 929 719 120 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником зданий. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему зданий, налоговая база по которому исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Одновременно административный истец является арендатором земельных участков, размер арендной платы в соответствии постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25 апреля 2006 года исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Несоответствие внесенной в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как собственника здания и арендатора земельных участков.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." в следующем размере:
- здания с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. в размере 120 870 301, 31 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. в размере 184 148 873, 10 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. в размере 36 248 102, 91 руб. (т.1 л.д.87-89)
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена по состоянию на 01 января 2019 года на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 15.03.2019г. в размере 1 114 797 343, 44 руб. (т.1 л.д.90)
Полагая, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику ООО "Максилайн" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости. Согласно отчету об оценке от 24.05.2019г. рыночная стоимость объектов недвижимости, принадлежащего административному истцу, по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объекта в соответствии с результатом судебной экспертизы.
Представители Департамента городского имущества города Москвы, ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул, что подтверждается представленной в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 03.06.2015г. (т.1 л.д.40)
Также истцу, на основании договоров аренды принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами. По условиям договоров аренды размер арендной платы установлен в 1, 5% от кадастровой стоимости земельных участков. Таким образом, административный истец имеет правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.
Актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." в следующем размере:
- здания с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. в размере 120 870 301, 31 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. в размере 184 148 873, 10 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. в размере 36 248 102, 91 руб. (т.1 л.д.87-89)
Актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена по состоянию на 01 января 2019 года на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 15.03.2019г. в размере 1 114 797 343, 44 руб. (т.1 л.д.90)
Оспаривая установленную в отношении объекта недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный ООО "Максилайн" Согласно отчету об оценке от 24.05.2019г. рыночная стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, на дату определения кадастровой стоимости определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд.
Представитель административного ответчика в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости земельного участка и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости земельного участка и в целях устранения возникших сомнений по ходатайству представителя административного истца определением Московского городского суда от 16 июля 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту. в ООО "Бюро оценки бизнеса".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N от 16.08.2019г, отчет об оценке, представленный административным истцом и составленный ООО "Максилайн" от 24.05.2019г, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Лица, участвующие в деле, данный вывод эксперта не оспаривали.
Рыночная стоимость по результатам судебной экспертизы определена экспертом в следующем размере:
- на 01 января 2018 года кадастровую стоимость здания с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. в размере 120 940 000 руб.;
- на 01 января 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. в размере 128 748 000 руб.;
- на 01 января 2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. в размере 122 707 000 руб.;
- на 01 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. в размере 934 462 000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца с заключением эксперта не согласился, представил письменные возражения и независимую рецензию на заключение эксперта. В судебном заседании был допрошен эксперт, который с частью представленных замечаний согласился, представитель административного истца заявил ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы в порядке ст.83 КАС РФ.
Определением Московского городского суда от 22 ноября 2019 года в связи с наличием сомнений в обоснованности экспертного заключения на основании ст.83 КАС РФ по ходатайству представителя административного истца назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Центр независимой экспертизы собственности".
В соответствии с заключением эксперта от 17 января 2020г. рыночная стоимость объектов недвижимости определена экспертом безотносительно суммы НДС (без выделения в рыночной стоимости суммы НДС) в следующем размере:
- в отношении здания с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. по состоянию на 01 января 2018 года в размере 101 928 928 руб.;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. по состоянию на 01 января 2018 года в размере 128 199 375 руб.;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. по состоянию на 01 января 2018 года в размере 50 417 469 руб.;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. по состоянию на 01 января 2019 года в размере 1 020 899 484 руб.
Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам первоначальной судебной экспертизы. С проведенной по делу повторной экспертизой не согласился, однако мотивированные возражения не представил.
Представители Департамента городского имущества города Москвы и ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" с заключением повторной судебной экспертизы не согласились, представили письменные возражения, вновь заявили ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы в порядке ст.83 КАС РФ.
В судебном заседании допрошена эксперт, проводившая повторную судебную оценочную экспертизу, в материалы дела экспертом представлены письменные пояснения по заданным сторонами вопросам. В судебном заседании эксперт убедительно и подробно ответила на возражения сторон, письменные пояснения эксперта приобщены судом к материалам дела.
Из пояснений, данных экспертом в судебном заседании, следует, что замечания к экспертному заключению не нашли своего подтверждения, в судебном заседании эксперт убедительно и подробно опроверг имеющиеся к экспертному заключению замечания, дал необходимые разъяснения своего заключения, его пояснения зафиксированы аудио-видео протоколом судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 205 КАС РФ.
Рыночная стоимость объектов недвижимости определена экспертом безотносительно НДС (без выделения в рыночной стоимости суммы НДС), что следует из текста экспертного заключения.
Проанализировав представленные экспертом письменные пояснения, заслушав ответы эксперта на вопросы, суд приходит к выводу, что замечания сторон к экспертному заключению, не нашли своего подтверждения.
Не доверять выводам повторной судебной оценочной экспертизы у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом, и ее производство поручалось выбранному экспертному учреждению. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Оценивая повторное экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь сторонами каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объекта недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административного ответчика о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административного ответчика о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
В отношении требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена экспертом выше кадастровой стоимости.
Так, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номерами по состоянию на 01 января 2018 года составляет 36 248 102, 91 руб, тогда как рыночная стоимость определена экспертом в размере 50 417 469 рублей.
Из текста административного искового заявления усматривается, что целью обращения административного истца в суд является снижение бремени содержания принадлежащего ему на праве собственности имущества в связи с завышением налоговой базы для расчета налога на имущество, которая подлежит исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей оспариваемую истцом кадастровую стоимость, приведет к ухудшению его положения, что недопустимо в рассматриваемом случае с учетом позиции Европейского Суда по правам человека (параграф 40 постановления от 24 мая 2007г. "Р. Против Российской Федерации, параграф 80 постановления от 06 декабря 2011 года "Гладышева против России").
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером, по адресу: г. Москва, ул..
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 03 июня 2019г.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости
- здания с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. в размере 101 928 928 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. в размере 128 199 375 руб.
Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул. в размере 1 020 899 484 руб.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 03 июня 2019 года.
Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Отказать в удовлетворении административных исковых требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Москва, ул..
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.