Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-325/2020 по административному исковому заявлению ООО "Стрейв", ООО "Городской проект" к Департаменту городского имущества города Москвы об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г, УСТАНОВИЛ:
ООО "Стрейв", ООО "Городской проект" обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения общей площадью 554, 6 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 17492000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 900, 1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 26579000 руб.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются соответственно собственниками нежилых помещений и не согласны с кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2018 г, считают её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 21 января 2019 года N46/1218, подготовленный оценщиком ООО "АВЕСТА".
В ходе рассмотрения дела административные истцы ООО "Стрейв", ООО "Городской проект" подали дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просят у становить кадастровую стоимость:
- нежилого помещения общей площадью 554, 6 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 38807000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 900, 1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 53563000 руб.
В судебное заседание представители административных истцов ООО "Стрейв", ООО "Городской проект" - Макаров А.В, Матюхин С.А. не явились, в письменном заявлении просили рассмотреть дело без участия представителя, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы и заинтересованного лица Правительства Москвы - Дубчак Р.В. в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве о назначении повторной судебной экспертизе также просил рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Шугаев А.Ю. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие заявлений представителей лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела в их отсутствии, и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела, спорное нежилое помещение с кадастровым номером *** принадлежало до 19 марта 2019 года на праве собственности ООО "Стрейв", а с 19 марта 2019 года принадлежит ООО "Городской проект", нежилое помещение с кадастровым номером ***принадлежит на праве собственности ООО "Стрейв", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административные истцы являются плательщиками налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанного спорных нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 в отношении спорных нежилых помещений утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 г.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административные истцы предоставили отчет об оценке от 21 января 2019 года N46/1218, подготовленный оценщиком ООО "АВЕСТА". В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административных истцов и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 11 сентября 2019 года по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 21 ноября 2019 года N341/11/2019, проведенной экспертом ООО "Экспертно-правовое Бюро" Шаминой Е.В.:
- отчет об оценке 21 января 2019 года N46/1218, подготовленный оценщиком ООО "АВЕСТА", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 554, 6 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2018 года без учета НДС составляет 35079000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 900, 1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2018 года без учета НДС составляет 48475000 руб.
Определением суда от 23 декабря 2019 года на основании статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ по административному делу назначена дополнительная оценочная судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
По заключению дополнительной оценочной судебной экспертизы от 7 февраля 2020 года N30/02/2020, проведенной экспертом ООО "Экспертно-правовое Бюро" Шаминой Е.В.:
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 554, 6 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2018 года составляет 38807000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 900, 1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***по состоянию на 1 января 2018 года составляет 53563000 руб.
Административные истцы согласились с указанными выводами оценочной судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы, подали дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просят у становить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости, в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении дополнительной судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы и заинтересованного лица Правительства Москвы н е согласился с выводами эксперта относительно размера рыночной стоимости нежилых помещений, предоставил письменные замечания на заключение оценочной судебной экспертизы и заявил ходатайство о проведении по делу повторной оценочной судебной экспертизы.
На основании статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ протокольным определением Московского городского суда от 25 марта 2020 г. отказано в назначении по делу повторной оценочной судебной экспертизы, ввиду отсутствия для её назначения правовых оснований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 21 ноября 2019 года N341/11/2019, с учетом дополнительного экспертного заключения от 7 февраля 2020 года N30/02/2020, подготовленные экспертом ООО "Экспертно-правовое Бюро" Шаминой Е.В, соответствуют требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что п ри составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Рассмотрев письменные замечания административного ответчика и заинтересованного лица, письменные пояснения эксперта (л.д.124-126 том 2), суд приходит к выводу о необоснованности замечаний по следующим основаниям:
- в заключении экспертом проанализированы объекты исследования и объекты-аналоги относительно их количественных и качественных характеристик. Принятые экспертом объекты-аналоги сопоставимы с объектами исследования по своим количественным и качественным характеристикам. В отношении объектов-аналогов применены необходимые корректировки, в том числе на местоположение и класс объекта. Как пояснил эксперт, объекты исследования расположены в здании класса С, подробное исследование характеристик здания приведено на страницах 49-51 заключения. Указанное здание по своим характеристикам не может быть отнесено к классу В-, поскольку в здании отсутствуют лифты, отделка помещений и фасада не соответствует требованиям класса В, отсутствует центральная система кондиционирования, здание имеет коридорную планировку. Методология оценки экспертом не нарушена. Экспликация помещений с разбивкой по этажам находится в материалах административного дела, которое было предоставлено в распоряжение эксперта, и учитывалась им. Фактическое использование помещений в здании подтверждено результатами осмотра, фотоматериалами, приложенными к заключению. Полученная величина рыночной стоимости объекта исследования в рамках сравнительного и доходного подходов соответствует сложившимся условиям рынка коммерческой недвижимости в городе Москве в рассматриваемом сегменте на дату оценки, что подтверждается анализом фактических данных о ценах сделок и предложений, приведенным в заключении. Информация в отношении объектов-аналогов указана в экспертом заключении, в подтверждении информации приложены скриншоты предложений. Приведенные в замечаниях административным ответчиком предложения коммерческой недвижимости не сопоставимы с объектом оценки по своим ценообразующим факторам и дате оценки, в предложениях не учитываются необходимые корректировки;
- замечания относительно исключения НДС учтены экспертом, суду предоставлено дополнительное экспертное заключение, в котором определена рыночная стоимость нежилых помещений, из которой НДС не вычитался.
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы и дополнительное экспертное заключение соответствуют требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
На основании изложенного, оценивая приведенные выводы оценочной судебной экспертизы, дополнительного экспертного заключения всесторонне, в совокупности с предоставленными суду доказательствами, суд считает правильным, обоснованным и объективным заключение оценочной судебной экспертизы, с учетом дополнительного экспертного заключения, поскольку выводы эксперта основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и расчеты величины рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года N299, и статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее экономическое образование и дополнительное профессиональное по специальности "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломами; сдал квалификационный экзамен в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", что подтверждается квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности N***г.; эксперт является членом некоммерческого партнерства СРО "Деловой союз судебных экспертов", регистрационный номер в реестре N***г.; гражданская ответственность эксперта застрахована; стаж работы в области оценки с 1997 г, работает экспертом-оценщиком в обществе с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое Бюро".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы, с учетом дополнительного экспертного заключения, в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке 21 января 2019 года N46/1218, подготовленного оценщиком ООО "АВЕСТА", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы, с учетом дополнительного экспертного заключения.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, определенном в дополнительной оценочной судебной экспертизе.
Положения части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Р езультаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве, утвержденные распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557, применяются с 1 января 2019 года. Датой обращения административных истцов в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений является 6 июня 2019 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений по состоянию на 1 января 2018 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Стрейв", ООО "Городской проект" уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 554, 6 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 38807000 (тридцать восемь миллионов восемьсот семь тысяч) руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 900, 1 кв.м. с кадастровым номером ***по адресу: ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 53563000 (пятьдесят три миллиона пятьсот шестьдесят три тысячи) руб.
Датой обращения ООО "Стрейв", ООО "Городской проект" в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости считать 6 июня 2019 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.