Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АО "***" *** на решение судьи Савеловского районного суда Москвы от 24 сентября 2019 года, которым
постановление N 1002 Главного государственного санитарного врача по городу Москве *** от 18 декабря 2018 года и представление N 6.3 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 18 декабря 2018 года, вынесенное Главным государственным санитарным врачом по городу Москве Андреевой Е.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Акционерного общества "***" (далее - АО "***", общество), оставлены без изменения, жалоба - без удовлетворения, УСТАНОВИЛ:
постановлением N 1002 Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 18 декабря 2018 года АО "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Представлением N 6.3 от 18 декабря 2018 года, вынесенным Главным государственным санитарным врачом по городу Москве АО "***" подлежало не позднее одного месяца со дня получения представления устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, а также сообщить об этом в Управление Роспотребнадзора по г. Москве.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением должностного лица административного органа, защитник обратился с жалобой в Савеловский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше решение.
В настоящей жалобе защитник ставит вопрос об отмене решения судьи, постановления и представления должностного лица административного органа, прекращении производства по делу по доводам, изложенным в жалобе, указывая на то, что нормы ст. 11, ч. 1 ст. 29 ст. 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 5, ст. 9 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктов 1.3, 18.1, 18.3, 18.8, 18.10 СП3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктов 11.2, 11.4 СП 3.1.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", пунктов 1.3, 5.8 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней", - предусматривают обязательства по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ на руководителей организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ, которыми являются работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта. АО "***" является организацией, осуществляющей разработку, производство, испытание, установку, монтаж, технического обслуживания, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники. Таким образом, в штате АО "***" отсутствуют работники, выполняющие работы, указанные в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утв. постановлением Российской Федерации N 825 от 15 июля 1999 года.
Законный представитель АО "***" в судебное заседание не явился, извещен о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом, обеспечил явку в суд защитника *** по доверенности, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме, представив письменные пояснения, согласно которым, следуя рекомендациям, содержащимся в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ N 38 от 25 июня 2018 года, руководством АО "***" было организовано проведение профилактической вакцинации против гриппа на территории предприятия 21 сентября 2018 года, 30 октября 2018 года и 31 октября 2018 года, о чем все работники общества были проинформированы посредством рассылок данной информации, содержащей разъяснения о необходимости и пользе вакцинации против гриппа и ОРВИ, на адреса электронной почты и размещением ее на информационных стендах общества. Количество сотрудников, прошедших вакцинацию на территории предприятия составило 334 человека, еще 13 человек сообщили о том, что ими сделана прививка от гриппа в медицинских организациях по месту жительства. При этом защитник просит учесть, что в АО "***" отсутствуют работники, выполняющие работы, в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, ввиду чего работники имеют право отказаться от профилактических прививок, а АО "***" не может принудить работников сделать такую прививку.
Представитель Роспотребназора по г. Москве *** по доверенности, считает обжалуемые акты законными и обоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку считает, что АО "***" относиться к предприятию высокого риска передачи вирусных заболеваний в связи с многочисленным организованным коллективом. Представила письменные пояснения, которые поддержала.
Проверив также материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Признавая АО "***" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и подвергая его административному наказанию в виде штрафа, должностное лицо административного органа и судья районного суда исходили из того, что 10 декабря 2018 года в 16 час. 00 мин. в рамках проведения мероприятий по предупреждению заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) населения Российской Федерации и подготовки к э пидемическому сезону по гриппу о ОРВИ 2018-2019 на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 июня 2018 г. N 38 г. Москвы "О мероприятиях и профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в э пидемическом сезоне 2018-2019 годов" в соответствии с представленной информацией АО "***" (***), осуществляющего деятельность по производству вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов по запросу N *** от 20 сентября 2018 года с целью рассмотрения итогов подготовки к э пидемическому сезону заболеваемости гриппом и ОРВИ 2018-2019, было установлено, что количество привитых от гриппа сотрудников АО "***", относящегося к предприятиям высокого риска по передаче вирусных заболеваний в связи с многочисленным организованным коллективом, составляет 347 человек из 2862 человек фактически работающих, что составляет менее 75 % от общего числа количества сотрудников. В связи с чем, было выявлено нарушение законодательства АО "***" в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий, а именно не принимаются меры по защите работающего персонала от заболеваний гриппом и ОРВИ посредством вакцинации специфической профилактики гриппа, в связи с чем, 18 декабря 2018 года АО "***" было выдано представление N 1002.
Должностным лицом административного органа действия АО "***" квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда исходил из того, что на юридическое лицо возложена обязанность по проведению производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, ввиду чего необеспечение вакцинации против гриппа и ОРВИ 75% работающего персонала является нарушением требований, закрепленных в ст. ст. 5, 9 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ, пунктов 1.3, 18.1, 18.3, 18.8, 18.10 СП3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктов 11.2, 11.4 СП 3.1.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", пунктов 1.3, 5.8 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней".
Между тем при рассмотрении дела и жалобы должностным лицом административного органа и судьей не учтено следующее.
Основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Согласно статье 1 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" иммунопрофилактика инфекционных болезней - это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.
При этом под термином профилактические прививки понимается введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
В силу п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" Правительство Российской Федерации в постановлении от 15 июля N 825 утвердило перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
В указанный Перечь входят работы:
1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.
10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Таким образом, работы в организациях, осуществляющих разработку, производства, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, а также разработку, производства, испытание и ремонт авиационной техники, в указанный перечень не входят. Также не входит в указанный перечень организации в связи с многочисленным организованным коллективом.
Представленные АО "***" документы, штатная расстановка подразделения N 4822 Департамента транспорта на 10 декабря 2018 года, приказ АО "***" N *** от 26 октября 2018 года "О проведении периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами", заключительный акт от 18 апреля 2019 года ООО "Дирекция Медицинский центр "Медосмотры.ру" по результатам периодического медицинского осмотра (обследования) сотрудников АО "***", работающих в контакте с вредными и опасными производственными факторами, распечатка перечня сотрудников АО "***", прошедших вакцинацию на ДМС и ОМС, договор добровольного медицинского страхования N *** от 29 декабря 2017 года, - подтверждают, что АО "***" организовало проведение профилактических прививок персонала в рамках программы дополнительного медицинского страхования по договору N *** от 29 декабря 2017 года, заключенного между АО "***" и АО " *** ". Проведение профилактической вакцинации против гриппа проводилось на территории АО "***" 21 сентября 2018 года, 30 октября 2018 года и 31 октября 2018 года.
При этом отмечаю, что работодатель имеет право требовать осуществление прививки только в случае, если деятельность сотрудника входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями". Однако постановление N 1002 от 18 декабря 2018 года АО "***" привлекается к ответственности не за нарушение обязанности по отстранению либо отказу от приема на работу, отказавшихся от прививки против гриппа сотрудников, которые в силу закона обязаны прививаться от гриппа, а за то, что прививки фактически сделали менее 75 % работников.
В штате АО "***" отсутствуют работники, выполняющие работы, указанные в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утв. постановлением Российской Федерации N 825 от 15 июля 1999 года.
Само общество не является субъектом, полномочным проводить профилактические прививки, так как в силу положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность.
Общество также не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Общество к указанному перечню вышеназванных органов не относится.
Также ч. 3 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусмотрено, что при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.
Согласно пункту 18.8 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" факт проведения профилактической прививки или отказа от нее в письменном виде должен быть зафиксирован в медицинских документах постоянного хранения.
По смыслу закона отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ хранится в данной медицинской организации. Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении организации-работодателя гражданина, отказавшегося от проведения профилактической прививки, а также обязанности организации работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов.
В связи с изложенным, неправомерным является возложение обязанностей на общество по выполнению требований санитарного законодательства по иммунизации сотрудников общества путем проведения профилактических прививок либо оформления отказа.
Ссылка в оспариваемом предписании на положения ст. 5, ст. 9 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктов 1.3, 18.1, 18.3, 18.8, 18.10 СП3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пунктов 11.2, 11.4 СП 3.1.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", пунктов 1.3, 5.8 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней", - не свидетельствует о наличии у общества данных обязанностей.
В силу пункта 18.1 СП 3.1/3.2.3146-13 профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная норма не устанавливает какой-либо обязанности, а, по сути, констатирует цель проведения профилактических прививок гражданам, а также в части порядка и условий их проведения ссылается на действующее законодательство.
Пункты 11.2, 11.4 СП 3.1.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" предусматривают вакцинации против гриппа в предэпидемический период в первую очередь подлежат лица, относящиеся к категории высокого риска заболевания гриппом и неблагоприятных осложнений при заболевании, к которым относятся: - лица старше 60 лет, прежде всего проживающие в учреждениях социального обеспечения; - лица, страдающие заболеваниями эндокринной системы (диабет), нарушениями обмена веществ (ожирение), болезнями системы кровообращения (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца), хроническими заболеваниями дыхательной системы (хронический бронхит, бронхиальная астма), хроническими заболеваниями печени и почек; - беременные женщины (только инактивированными вакцинами); - лица, часто болеющие острыми респираторными вирусными заболеваниями; -
дети старше 6 месяцев, дети, посещающие дошкольные образовательные организации и (или) находящиеся в организациях с постоянным пребыванием (детские дома, дома ребенка); -школьники; -медицинские работники;- работники сферы обслуживания, транспорта, учебных заведений; - воинские контингенты. С учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения PRIVATE "TYPE=PICT;ALT=" охват прививками против гриппа в группах риска должен быть не менее 75%; охват прививками против гриппа населения в целом по стране и по субъектам Российской Федерации в отдельности - не менее 25%.
Таким образом, указанными нормами не устанавливает какой-либо обязанности непосредственно работодателя проводить указанные прививки.
Пункт 9.8 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других респираторных вирусных инфекций" содержится в разделе "Организация противоэпидемических мероприятий в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ" и устанавливает, что руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта).
Указанные положения санитарных правил устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
Вместе с тем, сведений о том, что выявленные административным органом обстоятельства имели место в период подъема заболеваемости, не имеется.
Более того, АО "***" неоднократно указывалось, а также представлены документы в дело о том, что все работники общества были проинформированы посредством рассылок данной информации, содержащей разъяснения о необходимости и пользе вакцинации против гриппа и ОРВИ, на адреса электронной почты и размещением ее на информационных стендах общества. Количество сотрудников, прошедших вакцинацию на территории предприятия составило 334 человека, еще 13 человек сообщили работодателю о том, что ими сделана прививка от гриппа в медицинских организациях по месту жительства. При этом материалами дела установлено, что в АО "***" отсутствуют работники, выполняющие работы, в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Таким образом, приведенные положения Санитарных правил, на которые административный орган сослалось в качестве правового обоснования выявленного нарушения, а именно, то, что в АО "***" привиты менее 75 % от общего количества сотрудников, не свидетельствуют о том, АО "***" не принимаются меры по защите работающего персонала от заболеваний гриппов и ОРВ посредством вакцинации (специфической профилактики гриппа).
Ссылка административного органа на нарушение обществом требований постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 38 от 25 июня 2018 года "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2018-2019", также не может быть признана обоснованной, поскольку не указано какие именно из норм, требований и правил, изложенных в указанном правовом акте, нарушены обществом.
На основании изложенного принятые по делу акты подлежат отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с этим, постановление и представление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях АО "***" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу защитника АО "***" *** - удовлетворить.
Постановление N 1002 Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 18 декабря 2018 года и представление N 6.3 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 18 декабря 2018 года, вынесенное Главным государственным санитарным врачом по городу Москве по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "***", - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.