Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Еврологистик" (далее - ООО "Еврологистик", общество) Лемешика В.Ю. (далее - Лемешик В.Ю.) на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды управления экологического надзора Белгородской области от 24 апреля 2019 года, решение судьи Прохоровского районного суда Белгородской области от 11 июня 2019 года, решение судьи Белгородского областного суда от 29 июня 2019 года, вынесенные в отношении ООО "Еврологистик" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды управления экологического надзора Белгородской области от 24 апреля 2019 года ООО "Еврологистик" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Прохоровского районного суда Белгородской области от 11 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Белгородского областного суда от 29 июня 2019 года, постановление должностного лица от изменено, исключено указание в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, на повторное совершение однородного административного правонарушения, а также указание о нарушении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), в части отсутствия металлического ограждения площадки для временного накопления отходов. Размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Лемешик В.Ю, действующий на основании доверенности в интересах ООО "Еврологистик", просит состоявшиеся по делу процессуальные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что поскольку общество имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, то рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении общества может только орган, осуществляющий федеральный государственный экологический надзор в рамках предоставленных полномочий.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет прийти к следующим выводам.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ООО "Еврологистик" является арендатором земельного участка из земель промышленности с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 22 000 кв. метров, с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание (мусороперегрузочная станция), расположенного по адресу: "адрес"
По результатам проведенного 09 апреля 2019 года в 10 часов 30 минут обследования вышеуказанного земельного участка старшим государственным инспектором Белгородской области в области охраны окружающей среды управления экологического надзора Белгородской области Чистюхиной Е.С. установлено, что ООО "Еврологистик" в нарушение вышеприведенных требований законодательства площадка для временного хранения отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (не имеет укрытия в виде брезента или навеса), отсутствует сеть ливнестоков, а также искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для составления 16 апреля 2019 года старшим государственным инспектором Белгородской области в области охраны окружающей среды управления экологического надзора Белгородской области в отношении ООО "Еврологистик" протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения 24 апреля 2019 года общества постановлением должностного лица к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО "Еврологистик" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Довод автора жалобы о рассмотрении дела об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом является несостоятельным в силу следующего.
Пунктом 6 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.
Данных о том, что указанный объект включен в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Белгородской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, не имеется.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 6 Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 903, федеральный государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, на которых осуществляется деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04 мая 2001 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Статьей 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2); лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3); место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата (пункт 8).
Из системного толкования статей 13, 15, 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что лицензия предоставляет право на осуществление соответствующего вида деятельности в определенных местах.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Подпунктом "в" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 года N 1062, лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при его намерении осуществлять деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно официальным данным, размещенным на интернет-сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (http://old.rpn.gov.ru/opendata/7703381225-rpnlicenses), ООО "Еврологистик" предоставлена лицензия от 07 июня 2018 года N (031)-5824-Т на осуществление следующей деятельности - транспортирование отходов I-IV классов опасности; место осуществление деятельности - "адрес". Лицензии на осуществление иных видов деятельности (сбор, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности) данному юридическому лицу не выдавались.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО "Еврологистик" вменяется нарушение требований, предъявляемых при накоплении отходов.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Данная деятельность в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию не подлежит.
Учитывая изложенное, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что указанный объект подлежит региональному экологическому надзору и должностное лицо административного органа в рамках предоставленных ему полномочий правомерно составило протокол об административном правонарушении и вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности.
Постановление о привлечении ООО "Еврологистик" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Еврологистик" с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении протеста не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды управления экологического надзора Белгородской области от 24 апреля 2019 года, решение судьи Прохоровского районного суда Белгородской области от 11 июня 2019 года, решение судьи Белгородского областного суда от 29 июня 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Еврологистик" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Еврологистик" Лемешика В.Ю. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.