Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Бакулина А.А.
судей Ирышковой Т.В, Уланова К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вуса Михаила Александровича на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 октября 2019 г. по делу N 2-3442/2019 по иску Вуса Михаила Александровича к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения Вуса М.А. и его представителя Кондратьева В.В, действующего на основании письменного ходатайства Вуса М.А, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вус М.А. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга (далее также- УПФР в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга) о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
В обоснование иска истец указал, что является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования, в связи с чем имеет право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации". Однако решением Управления Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга ему отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Полагая решение пенсионного органа незаконным, Вус М.А. просил признать за ним право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии со ст. Федерального Закона "О дополнительном ежемесячном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", возложить на ответчика обязанность по назначению ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 октября 2019 г, в удовлетворении исковых требований Вуса М.А. отказано.
В кассационной жалобе Вус М.А. просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Вус М.А. на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N792 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 г. N 1246-р является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования.
Решением УПФР в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга N 112 от 2019 г. истцу отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения по причине того, что лауреатам премий Правительства Российской Федерации право на назначение дополнительного ежемесячного материального обеспечения законом не предусмотрено.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации", установив, что премия Правительства Российской Федерации в области образования не отнесена к Государственным премиям Российской Федерации, лауреаты данной премии, включая Вуса М.А. к лауреатам Государственной премии Российской Федерации не отнесены, достижения лауреатов этой премии к особым заслугам или выдающимся достижениям не отнесены, в связи с чем предоставление Вусу М.А. дополнительного материального обеспечения нормами Федерального закона N 21-ФЗ, не предусмотрено.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов об отказе в удовлетворении иска Вуса М.А.
В жалобе Вус М.А. указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права. С данным доводом согласиться нельзя.
Президент Российской Федерации в силу пункта "б" статьи 89 Конституции Российской Федерации награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" учреждено четыре Государственных премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственных премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 млн. рублей каждая.
Пунктом 4 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации.
Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485 утверждены Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Положение о государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий, Государственная премия является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством.
Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации. Предложения о присуждении Государственной премии представляются Советом при Президенте Российской Федерации по науке и образованию (пункт 5 Положения) Государственная премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии (п. 6 Положения).
Порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, установлен Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 приведенного Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в определении от 15 ноября 2007 г. N 736-0-0, Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Суды первой и второй инстанций обоснованно исходили из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии которыми право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
В отличие от Государственной премии, премия Правительства Российской Федерации в области образования, которой награжден истец, учреждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N440 в целях развития образования, создания эффективных технологий обучения и совершенствования системы премирования.
Критерии для награждения премией Правительства Российской Федерации не совпадают с критериями, установленными пунктом 1 статьи 1 Федерального Закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 04.03.2002 г. N 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, относятся те премии, которые являются Государственными премиями в соответствии с актом, учредившим их и положением о них. Премия Правительства Российской Федерации, которой награжден истец, такого права не дает, вопреки доводам жалобы заявителя.
Судебная коллегия соглашается с данной судом апелляционной инстанцией оценкой доводов заявителя о незаконности обжалуемых судебных постановлений со ссылкой на телеграмму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. N 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539, в которой указано, что из числа лауреатов соответствующих премий право на дополнительное материальное обеспечение имеют, в том числе, лауреаты премий Правительства Российской Федерации, поскольку телеграмма не прошла регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не является нормативным актом, и, потому не может служить правовым основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.
Каких -либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено, к таковым не может быть отнесена ссылка в жалобе на ошибку в указании даты вынесения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, поскольку материалами дела бесспорно подтвержден факт вынесения апелляционного определения именно 23 октября 2019 г, а не 30 октября 2018 г, как указано в определении суда апелляционной инстанции. Допущенная судом описка при вынесении обжалуемого судебного постановления подлежит исправлению судом в порядке статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Вуса Михаила Александровича-без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.