Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Ирышковой Т.В, Рогачевой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 24 июня 2019 г. и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 23 октября 2019 г. по делу N 2-2607/2019 по иску Репина Владимира Сергеевича к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Северного флота" о взыскании заработной платы.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Репин В.С. обратился в суд с иском к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Северного флота" (далее также- ФКУ "ОСК Северного флота") о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы.
В обоснование иска истец сослался на те обстоятельства, что работает в войсковой части 40640 электромехаником спасательного буксирного судна "Полярный конвой", с апреля по октябрь 2018 года он привлекался к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также выполнению авральных работ, а также в мае 2018 года он работал за недостающего по штату работника.
Истец просил взыскать с ответчика неначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018 год за апрель 33953 руб. 92 коп, за май 58530 руб. 74 коп, за июнь 28182 руб. 77 коп, за июль 48679 руб. 22 коп, за август 40186 руб. 93 коп, за сентябрь 21757 руб. 46 коп, за октябрь 10417 руб. 04 коп, за ноябрь 21578 руб. 78 коп.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 24 июня 2019 г. иск Репина В.С. удовлетворён частично.
С войсковой части 40640 за счет средств федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" в пользу Репина В. С. взыскана невыплаченная заработная плата в сумме 39496 руб. 01 коп. (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц).
В удовлетворении иска Репина В.С. к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Северного флота" о взыскании заработной платы в сумме 223790 руб. 85 коп. отказано.
Апелляционным определением Архангельского областного суда от 23 октября 2019 г. решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 24 июня 2019 г. изменено в части, по делу принято новое решение, которым иск Репина В.С. к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Северного флота" о взыскании заработной платы удовлетворен частично.
Взыскана с войсковой части 40640 за счет средств федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" в пользу Репина В.С. невыплаченная заработная плата за период с мая 2018 года по ноябрь 2018 года в сумме 48905 руб. 46 коп.
В удовлетворении иска Репина В.С. к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Северного флота" о взыскании заработной платы за период с мая 2018 года по ноябрь 2018 года в сумме 214381 руб. 40 коп. отказано.
В кассационной жалобе федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" ставится вопрос об отмене апелляционного определения в полном объеме, а решения суда первой инстанции-в части взыскания невыплаченной заработной платы за май и июнь 2018 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что войсковая часть 40640 является административно-хозяйственной единицей Вооруженных Сил Российской Федерации и относится к Министерству обороны Российской Федерации. Финансовое обеспечение указанной войсковой части, осуществляется за счет средств ФКУ "ОСК Северного флота".
Репин В.С. на основании трудового договора работает в войсковой части 40640, ему установлен должностной оклад, районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера, премии, доплаты и надбавки, материальная помощь - согласно коллективного договора, рабочий день согласно графику и два выходных дня в неделю согласно графику.
Дополнительным соглашением от 1 января 2018 года к трудовому договору электромеханику СБ-736 "Полярный конвой" Репину В. С. с 1 января 2018 года установлен оклад в размере 12231 рублей, выплаты компенсационного и стимулирующего характера выплачиваются в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" и Трудовым кодексом Российской Федерации.
Судом также установлено, что Репин В.С. обращался к командиру войсковой части 40640 с заявлением о предоставлении неиспользованных дней отдыха в количестве 16 рабочих дней за работу в выходные дни в 2018 году, которые приказом командира войсковой части 40640 от 31 октября 2018 года N 576 ему были предоставлены в период с 22.01.2019 по 12.02.2019 к отпуску.
Кроме того, Репин В.С. привлекался к работе в нерабочие праздничные дни 1 мая 2018 года (8 часов), 4 ноября 2018 года (8 часов).
Также из материалов дела следует, что в мае, июне, июле, августе, и сентябре 2018 года истец привлекался к выполнению авральных работ.
В мае 2018 года Репин В.С. выполнял работу за недостающего по штату работника, которая оплачена работодателем в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время.
Суд первой инстанции, разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, признал обоснованными требования истца о доплате за работу в праздничные дни 1 мая 2018 года, 4 ноября 2018 года, сверх оклада в одинарном размере, но с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, а также о доплате за авральные работы за первые 2 часа выполнения таких работ в полуторном, а за последующие часы - в двойном размере, включая все выплаты, полагающиеся ему в соответствии с принятой у работодателя системой оплаты труда.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы за работу в выходные дни, суд первой инстанции, руководствуясь Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 170, и коллективным договором, исходил из того, что материалами дела не подтверждается невозможность предоставления истцу дней отдыха за работу в выходные дни.
Установив, что за выполнение обязанностей недостающего по штату работника истцу произведена компенсационная выплата в размере, установленном пунктом 70 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о взыскании доплаты за исполнение этих обязанностей.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с произведенным судом первой инстанции расчетом задолженности, поскольку данный расчет произведен без учета того, что на основании Положения об оплате труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в мае, июне, июле, августе, сентября, ноябре 2018 года истцу должностной оклад был повышен соответственно на 12 и (или) 15 %, при этом на новый должностной оклад начислялись компенсационные и стимулирующие выплаты (морская надбавка, за выслугу лет, ежемесячная премия). При расчете задолженности по заработной плате за работу в нерабочие праздничные дни, авральные работы суд апелляционной инстанции исходил из повышенного оклада, определив ко взысканию с ответчика в пользу истца заработную плату за период с мая по ноябрь 2018 г. в размере 48905 руб. 46 коп.
С доводами жалобы заявителя о незаконности обжалуемых судебных постановлений согласиться нельзя.
Частью второй статьи 135 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. К иным нормативным правовым актам, регулирующим трудовые отношения, Кодекс относит и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (абзац пятый части первой статьи 5).
На основании пункта 22 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 мая 2003 года N 170, членам экипажей судов, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени - дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени.
При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Положениями статьи 153 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено общее правило об оплате работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере с возможностью оплаты такой работы в одинарном размере в случае предоставления работнику по его желанию другого дня отдыха.
Так, система оплаты труда гражданского персонала воинских частей установлена Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N255, и включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия повышения должностных окладов(тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера, как это предусмотрено и статьей 129 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Судами правомерно определено, что согласно части 1 статьи 153 Трудового Кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями абзаца 2 части 2 статьи 22 и статей 132 и 149 данного Кодекса, следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда.
При этом оплата труда работника (заработная плата), как следует из статьи 129 Трудового Кодекса Российской Федерации, наряду с окладом (должностным окладом) или тарифной ставкой (т.е. фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей (выполнение нормы труда) определенной сложности) включает в себя выплаты, которые призваны компенсировать работнику неблагоприятное воздействие на него вредных производственных факторов, климатических условий либо дополнительной нагрузки (трудозатрат) и установление которых обусловлено наличием оказывающих такого рода воздействие на работника (его здоровье, работоспособность и пр.) объективных обстоятельств, существующих независимо от того, в какой день выполняется работа - в будний, выходной или нерабочий праздничный день (компенсационные выплаты), а также выплаты, направленные на улучшение результатов труда и, как правило, связанные с выполнением заранее определенных показателей или условий (стимулирующие выплаты).
Предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, должны, по смыслу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового Кодекса Российской Федерации, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни.
В этой связи, суд апелляционной инстанции правомерно согласился с суждением суда первой инстанции о том, что при привлечении работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени, в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N26-П часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - она предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Конституционным судом также было отмечено, что именно такое толкование ранее сложилось в судебной практике, однако изменилось после издания приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.08.2016 N515 (вступил в силу с 20.09.2016), которым Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации было дополнено пунктом 23.1, предусматривающим, что оплата за работу в выходной или праздничный нерабочий день производится без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера (т.е. исходя исключительно из тарифной ставки, оклада, должностного оклада) в пределах установленных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала.
В соответствии с выводами, изложенными в тексте Постановления, изменение ведомственного нормативного правового акта, а вслед за ним и судебной практики - притом, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации, определяющие правила оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, в том числе применительно к гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, остались прежними - повлекло иное, не вытекающее непосредственно из части первой статьи 153 данного Кодекса и не согласующееся с ранее сложившимся, понимание порядка исчисления размера оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемую сверх месячной нормы рабочего времени, как исходящего исключительно из установленных конкретным лицам тарифных ставок (окладов, должностных окладов) с применением только районного коэффициента и процентной надбавки, без учета всех прочих предусмотренных системой оплаты труда компенсационных и стимулирующих выплат.
Согласно пункту 2 резолютивной части вышеназванного Постановления выявленный в нём конституционно-правовой смысл части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
Учитывая приведенное содержание Постановления, суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно исходили из того, что после его принятия соответствующие положения трудового законодательства, действовавшие и на момент возникновения спорных правоотношений, подлежат применению в их истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, потому доводы жалобы заявителя, что за период, предшествовавший принятию Постановления, не имелось оснований для перерасчета заработной платы истца за работу в праздничные дни и за авральные работы, нельзя признать состоятельными.
В соответствии с пунктом 4.9 коллективного договора войсковой части 40640 на 2015 - 2018 годы авральные работы, выполняемые членами экипажа судна сверх нормальной продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы) и оплачиваются как сверхурочные работы в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, при разрешении спора судами приведенные правовые позиции правомерно применены и к условиям оплаты сверхурочной работы, поскольку часть первая статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает кратное повышение оплаты такой работы по сравнению с работой, выполняемой в пределах нормы рабочего времени, то есть размер повышения определяется в аналогичном порядке.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда апелляционной инстанции в части определения размера оплаты сверхурочных работ, к которым привлекался истец в период с мая по сентябрь 2018 г, и работы в праздничные дни в мае и июне 2018 г. с учетом повышенного оклада в связи с увеличением на 12 % за работу во вредных условиях труда и 15% за несение службы в составе дежурных сил поисково- спасательного обеспечения с указанием на неправильное применение судом норм Трудового кодекса Российской Федерации и Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, нельзя признать основанием для отмены обжалуемых заявителем судебных актов с учетом приведенных в апелляционном определении мотивов, в силу которых суд пришел к такому выводу, установив факт привлечения истца к данным видам работ в особых условиях труда с применением положений статей 153, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пункта 13 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в силу которого гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений.
Таким образом, при расчете задолженности по заработной плате за работу в нерабочие праздничные дни, авральные работы суд апелляционной инстанции правомерно исходил из повышенного оклада, вопреки доводам жалобы заявителя.
Мотивы, по которым судом признана несостоятельной ссылка представителя ответчика на пункт 23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, регулирующий порядок оплаты работы гражданского персонала в выходной или нерабочий праздничный день, приведены в решении суда первой инстанции, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется, нельзя признать правомерной ссылку в жалобе, что по своей правовой природе повышение размера оклада представляет собой выплату компенсационного характера, зависящую от выполнения определенных работ.
Каких -либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений в оспариваемой заявителем жалобы части, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 24 июня 2019 г, с учетом изменений внесенных апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 23 октября 2019 г, оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.