Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Бакулина А.А.
судей: Бурматовой Г.Г, Рогачевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2815/2019 по иску Сушко А. Н. к Аппарату Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании премии по итогам работы, по кассационной жалобе Сушко А. Н. на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 20 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 3 сентября 2019 года, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Сушко А.Н. обратился в суд с иском к Аппарату Губернатора Ханты- Мансийского автономного округа - Югры (далее - Аппарат Губернатора) о взыскании премии по итогам работы.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Распоряжением Губернатора N 9-рг от 24 января 2019 года, распоряжением Аппарата Губернатора N 48-р от 01 февраля 2019 года, по итогам 2018 года, ему выплачено поощрение (премия) в размере 1 фонда оплаты труда в сумме 7007 рублей 38 копеек.
Полагал незаконными действия работодателя по снижению размера премии, которые не согласуются с требованиями постановления Губернатора автономного округа N 106 от 27 июля 2011 года и распоряжения Аппарата Губернатора N 854-р от 08 декабря 2017 года, установившими критерии оценки эффективности профессиональной служебной деятельности для назначения поощрения по итогам работы.
С учетом уточнений иска просил обязать ответчика выплатить ему часть поощрения (премии) за 1 квартал 2018 года в размере 37622 рубля 57 копеек, часть поощрения (премии) за 12 месяцев 2018 года в размере 22601 рубль 39 копеек.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 20 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 3 сентября 2019 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Сушко А.Н. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Представителем Аппарата Губернатора направлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 3797 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Сушко А.Н. со 02 февраля 2015 года на основании служебного контракта N4 от 28 января 2015 года проходил государственную гражданскую службу в Аппарате Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, замещая должность заместителя начальника отдела контроля исполнения нормативных правовых актов и проведения проверок Управления контроля Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Распоряжением Аппарата Губернатора автономного округа N 92-рк от 16 марта 2018 года Сушко А.Н. с 16 марта 2018 года уволен с государственной гражданской службы автономного округа по инициативе государственного гражданского служащего на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Распоряжением Губернатора автономного округа N 84-рг от 07 апреля 2018 года "О поощрении лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры, рабочих государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по итогам работы за 3 месяца (1 квартал 2018 года)" руководителям государственных органов автономного округа, исполнительных органов автономного округа разрешено поощрить по итогам работы за 3 месяца (I квартал 2018 года) указанных лиц в размере до одного месячного фонда оплаты труда, выплату осуществить в зависимости от эффективности и результативности служебной деятельности каждого сотрудника (пункт 1, 2 Распоряжения).
На основании указанного распоряжения Губернатора, распоряжением Аппарата Губернатора N 165-р от 10 апреля 2018 года по итогам 1 квартала
года Сушко А.Н. выплачено поощрение (премия) в размере 5 % от одного месячного фонда оплаты труда в сумме 2404 рубля 10 копеек.
Распоряжением Губернатора автономного округа N 9-рг от 24 января
года "О поощрении лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, рабочих государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по итогам работы за 12 месяцев (2018 год)", руководителям государственных органов автономного округа, исполнительных органов автономного округа разрешено поощрить по итогам работы за 12 месяцев (2018 год) указанных лиц с учетом показателей эффективности и результативности государственных программ автономного округа, исполнительской дисциплины по исполнению поручений и нормативных правовых актов, рассмотрению обращений граждан за 2018 год в размере до трех месячных фондов оплаты труда. Размер поощрения исчисляется за фактически отработанное время в календарном 2018 году, в том числе лицам, проработавшим неполный календарный 2018 год.
В соответствии с данным распоряжением Губернатора издано распоряжение Аппарата Губернатора N 48-р от 01 февраля 2019 года, на основании которого по итогам 2018 года истцу выплачено поощрение (премия) в размере 1 фонда оплаты труда в сумме 7007 рублей 38 копеек.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 7, 8, 21, 129, 137, 135, 191 Трудового кодекса РФ, статьями 14, 50 Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", положениями Закона Ханты-Мансийского автономного округа N 97-оз от 31 декабря 2004 года "О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Закона Ханты-Мансийского автономного округа N 20-оз от 04 апреля 2005 года "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"", регулирующими спорные правоотношения сторон, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, тщательно проанализировав условия служебного контракта, Порядка установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения, поощрений и премий, утвержденного постановлением Губернатора автономного округа N 106 от 27 июля 2011 года, Порядка оценки показателей профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, замещающих должности государственной гражданской службы в Аппарате Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департаменте проектного управления Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, Департаменте промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Службе контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, для назначения поощрения по итогам работы за 3 месяца (I, II, III, IV кварталы), утвержденного распоряжением Аппарата Губернатора автономного округа N 854-р от 08 декабря 2017 года, содержание письменных доказательств, послуживших основанием к установлению размера спорных премий, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Сушко А.Н.
о взыскании с Аппарата Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры невыплаченных сумм премий по итогам работы.
Проанализировав положения Порядка выплаты поощрений и премий, Порядка оценки показателей профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, распоряжения Губернатора автономного округа N 84-рг от 07 апреля 2018 года, предусматривающего осуществление выплаты премии за 1 квартал 2018 года в зависимости от эффективности и результативности служебной деятельности каждого сотрудника, распоряжения Губернатора автономного округа N 9-рг от 24 января 2019 года, предусматривающего выплату премии по итогам работы за 12 месяцев с учетом показателей эффективности и результативности государственных программ автономного округа, исполнительской дисциплины по исполнению поручений и нормативных правовых актов, рассмотрению обращений граждан за 2018 год, а также с учетом фактически отработанного времени в календарном 2018 году, в их системном толковании, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что установление и выплата конкретного размера поощрения по итогам работы за 3 месяца (I, II, III, IV кварталы), по результатам работы за 12 месяцев (календарный год), относится к исключительной компетенции работодателя (представителя нанимателя), который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей за квартал, год, за которые осуществляется поощрение. При этом выплаты поощрений и премий не предусматривают обязанность представителя нанимателя устанавливать поощрение в размере, равном расчетному (максимальному), не устанавливают государственным гражданским служащим поощрения в каком бы то ни было обязательном (минимальном) размере.
Таким образом, премиальная часть заработной платы истца в спорный период являлась стимулирующей выплатой и выплачивалась работодателем при реализации им прав, предусмотренных статьями 22, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, а также вышеприведенными нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения.
С таким выводом суда обосновано согласилась судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, полагая, что он основан на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 20 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 3 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сушко А. Н. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.