Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Бушминой А.Е, судей
Калугина Д.М, Рогожиной Е.В.
при секретаре
ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Меркушева Владимира Викторовича к Думе городского округа Самара о признании недействующим в части Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 N 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181 по апелляционным жалобам Думы городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, Главы городского округа Самара на решение Самарского областного суда от 25 декабря 2019 года, которым административное исковое заявление Меркушева Владимира Викторовича удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, УСТАНОВИЛА:
административный истец Меркушев В.В. обратился в Самарский областной суд с административным иском, в обоснование которого указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 525 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый жилым домом с приусадебным участком, расположенный по адресу: ФИО1 "адрес", район Советский, "адрес".
Решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, в редакции от 7 февраля 2012 года N181, утвержден Генеральный план городского округа Самара, схемой N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана определено, что на части земельного участка административного истца установлена территория общего пользования и нанесены красные линии.
Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят без учета фактически сложившегося землепользования, нарушает требования Градостроительного кодекса Российской Федерации, схема N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана в части установления красных линий в границах принадлежащего ему земельного участка нарушает его права и законные интересы, лишает его возможности в полной мере осуществлять владение и пользование земельным участком, производить строительство зданий либо реконструкцию имеющихся строений.
Административный истец Меркушев В.В. просил суд: признать недействующими в части Генеральный план городского округа Самара и схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", утвержденных решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N181, с момента вступления в силу решения суда.
Решением Самарского областного суда от 25 декабря 2019 года постановлено: административное исковое заявление Меркушева Владимира Викторовича - удовлетворить. Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N181, в части установления на схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
На решение Самарского областного суда от 25 декабря 2019 года Дума городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, Глава городского округа Самара подали апелляционные жалобы, в которых просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Прокуратура Самарской области предоставила возражения относительно апелляционных жалоб, в которых просила решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Административный истец предоставил возражения относительно апелляционных жалоб, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции начальник отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлева Ю.Д. в заключении полагала необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования.
Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2).
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки (часть 3).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области").
Решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 утвержден Генеральный план городского округа город Самара (далее также - Генеральный план), который официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59(3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), N 64(3857), 10 апреля 2008 года.
Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре, которые официально опубликованы 16 июня 2001 года в издании "Самарская неделя", N 24.
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, опубликованы в установленном порядке и по данным основаниям не оспариваются.
Из материалов дела следует, что административному истцу Меркушеву В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 525 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый жилым домом с приусадебным участком, расположенный по адресу: ФИО1 "адрес", район Советский, "адрес".
На указанном земельном участке находится жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 70, 4 кв. м, 1954 года постройки, принадлежавший по праву собственности административному истцу.
Судом первой инстанции установлено, что на основании решения городского Совета депутатов трудящихся от 2 октября 1952 года и договора N 12261 от 15 декабря 1952 года земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был предоставлен Крюкову И.П. в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности. 7 апреля 1989 года Крюков И.П. умер.
10 декабря 1989 года государственным нотариусом государственной нотариальной конторы Советского района г. Куйбышева Сизяковой И.П. выдано свидетельство о праве на наследство по закону после смерти Крюкова И.П. его жене - Крюковой П.С. на жилой дом одноэтажный, деревянный, с двумя пристроями, полезной площадью - 70, 4 кв. м, общей жилой площадью - 60, 2 кв. м, расположенный на земельном участке мерою 525 кв. м по адресу: "адрес".
Согласно договору дарения, зарегистрированному в реестре за N 2-3410 и удостоверенному нотариусом государственной нотариальной конторы Советского района г. Куйбышева Тимаковой Р.В. 21 октября 1989 года Крюкова П.С. подарила Меркушеву В.Е. вышеуказанный жилой дом, расположенный на земельном участке мерою 525 кв. м по адресу: "адрес"
31 марта 2004 года на основании вышеуказанного договора дарения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Меркушева В.Е. на жилой дом общей площадью 70, 40 кв. м, жилой - 60, 2 кв. м, этажность 1, Литера АА1А2, расположенный по адресу: ФИО1 "адрес", Советский р-он, "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 2 апреля 2004 года, выданным Учреждением юстиции "Самарская областная регистрационная палата".
22 июня 2005 года Главой г. Самара вынесено постановление, которым утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: ул. Широкая, 11 в Советском районе; Меркушеву В.Е. предоставлен земельный участок, занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, относящийся по категории к землям поселений, расположенный по адресу: "адрес": в собственность бесплатно - площадью 525 кв. м; в аренду сроком на 5 лет без права выкупа в собственность - площадью 22, 6 кв. м; установлены ограничения по использованию земельного участка в охранных зонах соответствующих коммуникаций; в пределах красных линий не возводить капитальных строений и сооружений.
2 ноября 2005 года на основании постановления Главы г. Самара N1776 от 22 июня 2005 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Меркушева В.Е. на земельный участок кадастровый N, площадью 525 кв. м, расположенный по адресу: ФИО1 "адрес", Советский р-он, "адрес", в свидетельстве о государственной регистрации права от 7 ноября 2004 года указано, что существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы.
8 июня 2015 года Меркушев В.Е. умер.
29 декабря 2015 года нотариусом г. Самара Головиной Л.А. после смерти Меркушева В.Е. выданы Меркушеву В.В. свидетельства о праве на наследство по завещанию "адрес"0 и "адрес"9, состоящее из жилого дома, общей площадью 70, 40 кв. м, жилой - 60, 2 кв. м, этажность 1, Литера АА1А2 и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного в землях населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, площадью 525 кв. м, по адресу: ФИО1 "адрес", Советский р-он, "адрес".
Согласно выписке из ЕГРН от 8 августа 2019 года правообладателем земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 525 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский р-он, "адрес" является Меркушев Владимир Викторович, кроме того, из данной выписки следует, что дата постановки на учет земельного участка и присвоения ему кадастрового номера - 6 октября 2005 года, ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрированы.
Из сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) городского округа Самара от 5 августа 2019 года следует, что часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:0928008:9 расположена в границах красных линий и является территорией общего пользования; граница территории общего пользования в районе указанного объекта установлена в соответствии со Схемой N 5 ("Схемой границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры") Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539.
Красные линии исключены из схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, и нанесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана городского округа Самара в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181.
Представленная в материалы дела Схема N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" в числе условных обозначений содержит "красные линии застройки".
Согласно выкопировке из ИСОГД городского округа Самара от 15 ноября 2019 года, в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара (схема N 5) через земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" проходит линия, обозначенная красным цветом, что свидетельствует об отнесении указанным нормативным правовым актом части участка к территории общего пользования, кроме того, как видно из плана установления границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" красная линия пересекает находящийся на данном земельном участке жилой дом, возведенный в 1954 году.
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия решения ФИО4 ФИО1 округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N, которым красные линии были исключены из схемы N "Основной чертеж. Проектное решение" и нанесены на схему N "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года N 1963-0).
Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
Разрешая заявленные требования по существу и признавая недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план в части установления красных линий в границах земельного участка административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории, а поскольку Генеральный план городского округа Самара в оспариваемой части принят после введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, то в силу ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не может содержать положений ему противоречащих, в частности, о красных линиях, а лишь указывает на возможность применения ранее утвержденной градостроительной документации, но только в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Также суд первой инстанции указал, что статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, поскольку проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территории, и такой проект в отношении спорного земельного участка не разрабатывался и не утверждался, утвержденные проекты планировки территории или проекты межевания территории суду не были представлены, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что красная линия, проходящая через земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" и расположенный на нем жилой дом, обозначает фактически существующую в настоящее время улицу либо автомобильную дорогу.
Доводы апелляционных жалоба о соответствии схемы N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" градостроительному законодательству, действовавшему на дату ее включения в Генеральный план, подлежат отклонению в силу следующего.
Изначально красные линии были определены в составе Генерального плана г. Куйбышева (Самары), утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 1 июня 1987 года N 226, впоследствии также нанесены на план границ земельного участка, предоставленного Меркушеву В.Е, утвержденного постановлением Главы города Самары от 22 июня 2005 года N1776.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей по состоянию на 7 февраля 2012 года (дата принятия решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181 "О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара"), красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Наряду с этим пунктом 2 части 3, частью 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции на указанную дату установлено, что генеральный план содержит, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
На указанных картах отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Таким образом, указанные нормы права, действовавшие в период внесения изменений в Генеральный план, не предусматривали отображения в генеральном плане красных линий застройки.
Такое правовое регулирование сохранено и в нормах статей 23, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату принятия судом решения.
Согласно пункту 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Из анализа приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Таким образом, действующее правовое регулирование также не предусматривает отображения в генеральном плане красных лини
Такое толкование учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Доводы апелляционных жалоб о том, что наличие красных линий в границах спорного земельного участка не влечет нарушения прав и охраняемых законом интересов административного истца, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку наличие красных линий лишает административного истца возможности в полной мере осуществлять владение и пользование земельным участком, производить реконструкцию имеющихся строений либо возводить новые строения.
Доводы апелляционных жалоб о том, что административный истец избрал ненадлежащий способ защиты прав и законных интересов, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку право оспорить в судебном порядке Генеральный план предоставлено правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства частью 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при этом законодательством не установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров для данной категории дел.
Другие доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, а также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии муниципального правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского областного суда от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, Главы городского округа Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Самарский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.