Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Солдатовой С.В., судей Сиротиной Е.С. и Колпаковой А.В., при секретаре судебного заседания Учадзе Л.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело 3а-348/2019 (УИД N 61OS0000-01-2019-000360-89) по административному исковому заявлению Корнеевой Ольги Владимировны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, по апелляционной жалобе администрации города Ростов-на-Дону на решение Ростовского областного суда от 20 сентября 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Корнеева О.В. обратилась в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2014 г. кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером N, площадью 3054 +/- 19 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - наземные одноуровневые открытые автостоянки, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 429 +/- 7 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для размещения (строительства) автоцентра, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование требований указала, что является собственником данных земельных участков, чья кадастровая стоимость существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца Маликова Л.А. уточнила заявленные требования на основании заключения судебной экспертизы, просила установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером N в размере 4160000 рублей; с кадастровым номером N в размере 1924000 рублей.
Представитель административного ответчика Правительства Ростовской области Яновская Е.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Ростовского областного суда от 20 сентября 2019 г. уточненные административные исковые требования Корнеевой О.В. удовлетворены.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" установлена в размере его рыночной стоимости 4160000 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" установлена в размере его рыночной стоимости 1924000 рублей. Судебные расходы возложены на административного истца.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ростов-на-Дону просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие экспертного заключения требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не прибыли.
В соответствии с положениями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, но признает решение суда подлежащим изменению в части размера установленной судом кадастровой стоимости.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, ее результаты вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, под которой в силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежат два земельных участка с кадастровым номером N, площадью 3054 +/- 19 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - наземные одноуровневые открытые автостоянки, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, площадью 429 +/- 7 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для размещения (строительства) автоцентра, расположенного по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость земельных участков утверждена по состоянию на 1 января 2014 г. Постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 г. N 776 в следующих размерах: для земельного участка с кадастровым номером N - 8411326, 8 рублей, для земельного участка с кадастровым номером N - 4008769, 05 рублей.
Принимая во внимание, что административный истец является собственником земельных участков, суд первой инстанции в соответствии с разъяснениями, содержащимися пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума N 28), пришел к обоснованному выводу о том, что результаты определения их кадастровой стоимости, затрагивают права административного истца как плательщика земельного налога, в связи с чем, могут быть оспорены в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
В соответствии с положениями статьей 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представили отчеты об оценке от 18 июля 2019 г. N БК-85-19 и от 18 июля 2019 г. N БК-86-19, выполненные оценщиком ИП К, из которых следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г. составила для земельного участка с кадастровым номером N - 3063000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером N - 1374000 рублей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 вышеуказанного постановления Пленума N 28, исследовав отчеты об оценке объекта недвижимости, в связи с возникшими сомнениями в достоверности отчетов и соответствии их законодательству об оценочной деятельности, с учетом ходатайства представителя административного истца, определением суда первой инстанции от 20 августа 2019 г. по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Региональный центр экспертизы и оценки".
Согласно заключению эксперта от 4 сентября 2019 г. N 0026/19 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г. составила: для земельного участка с кадастровым номером N - 4160000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером N - 1924000 рублей.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
В пункте 23 постановления Пленума N 28 разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
По смыслу части 2 статьи 84, статьи 168 КАС РФ экспертное заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.
В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как КАС РФ, так и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым, судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9).
Как следует из содержания экспертного заключения от 4 сентября 2019 г. N 0026/19 в части установления рыночной стоимости 4160000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером N, заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, в нём содержится подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости данного земельного участка на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
Эксперт верно определилсегмент рынка исследования, исходя из вида разрешенного использования и фактического использования объектов оценки. Вопреки доводам апелляционной жалобы, подобранные экспертом аналоги расположены в одном с объектами оценки населенном пункте, сопоставимы по основным ценообразующим факторам, отвечают требованиям пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
В силу подпункта "д" пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)" удельный показатель стоимости скорректирован по выявленным различиям, в том числе, на местоположение, на площадь, условия продажи.
Экспертом осуществлены по элементам сравнения необходимые корректировки цен аналогов, соответствующие характеру и степени отличий аналогов от оцениваемых земельных участков и сглаживающие их отличия от оцениваемых объектов.
Аналоги с нетипичными условиями продажи экспертом не использованы. Анализ полученных результатов произведен в соответствии с подпунктом "е" пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
В заключении представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты экспертизы, их количественные и качественные характеристики, проведен анализ рынка земельных участков, в том числе сегмента рынка земельных участков, к которому относится объект оценки, а также информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость земельных участков.
Данная информация подтверждена и проверяема, в экспертном заключении имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в сети "Интернет" объявлений в виде компьютерных снимков, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Таким образом, экспертное заключение от 4 сентября 2019 г. N 0026/19 правильно было принято судом первой инстанции за основу при установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
Вместе с этим, в отношении земельного участка с кадастровым номером N у судебной коллегии возникли сомнения в части полноты проведенного экспертом исследования, так как при оценке представленного в материалы дела экспертного заключения от 4 сентября 2019 г. N 0026/19 было установлено, что экспертом не было принято во внимание наличие на земельном участке с кадастровым номером N коммуникаций по электро- и водоснабжению.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 83 КАС РФ оснований для назначения дополнительной судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N с учетом наличия коммуникаций: электроснабжение и водоснабжение.
В соответствии с заключением дополнительной судебной экспертизы от 10 февраля 2020 г. N 0006/20 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N с учетом наличия коммуникаций: электроснабжение и водоснабжение составила 2064000 рублей.
Оснований не доверять выводам эксперта у судебной коллегии не имеется. В заключении дополнительной судебной экспертизы от 10 февраля 2020 г. N 0006/20 содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов с учетом наличия коммуникаций электроснабжения и водоснабжения.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости земельного участка.
В пункте 24 постановления Пленума N 28 разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества их рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости земельных участков, кроме заключений эксперта ООО "Региональный центр экспертизы и оценки" ФИО7 от 4 сентября 2020 года N 0026/19 и от 10 февраля 2020 г. N 0006/20 не имеется, оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что данными заключениями судебной оценочной экспертизы, удовлетворяющими критериями относимости, допустимости и достоверности, подтвержден размер рыночной стоимости земельных участков, судебная коллегия приходит к выводу о том, что по состоянию на 1 января 2014 г. кадастровая стоимость земельных участков может быть установлена в размере равном рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы, проведенной сотрудником ООО "Региональный центр экспертизы и оценки" ФИО7 N 0026/19 от 4 сентября 2020 года и заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы N 0006/20 от 10 февраля 2020 г.
В соответствии с вышеизложенным решение суда первой инстанции подлежит изменению в части установления размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N с установлением кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости на основании заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы N 0006/20 от 10 февраля 2020 г. в размере 2064000 рублей.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой апелляционная инстанция полностью соглашается.
Судебная коллегия отмечает также и то, что обоснованность выводов суда относительно распределения судебных расходов, лицами, участвующими в деле не оспаривается, сумма понесенных расходов подтверждена представленными доказательствами, в том числе расчетом и финансово-экономическим обоснованием.
С учётом того, что допущенное при установлении кадастровой стоимости её расхождение с рыночной стоимостью не является значительным, выводы суда с возложением расходов на истца соответствуют позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр".
Таким образом, в остальной части обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского областного суда от 20 сентября 2019 года изменить в части установления размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 3054 +/- 19 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, 2 064 000 рублей.
В остальной части решение Ростовского областного суда от 20 сентября 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.