Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катунина А.Ю. к военному комиссариату городов Минеральные Воды, Железноводск и Минераловодского района Ставропольского края и к ФКУ "ОСК Южного Федерального округа" МО Российской Федерации о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, о взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Катунина А.Ю. на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 02 июля 2019 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения Катунина А.Ю. и его представителя ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Катунин А.Ю. обратился в суд с иском к военному комиссариату городов Минеральные Воды, Железноводск и Минераловодского района Ставропольского края и к ФКУ "ОСК Южного Федерального округа" МО Российской Федерации о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, о взыскании компенсации морального вреда.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 14 марта 2019 года исковые требования Катунина А.Ю. удовлетворены частично.
Суд признал Катунина А.Ю. ветераном боевых действий, осуществляемых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Анголе.
Возложил на ФКУ "ОСК Южного Федерального округа" МО Российской Федерации в лице Комиссии Южного федерального округа обязанность выдать Катунину А.Ю. удостоверение ветерана боевых действий, осуществляемых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Анголе.
В удовлетворении исковых требований Катунина А.Ю. ФКУ "ОСК Южного Федерального округа" МО Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, а также взыскания компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей - отказано.
В удовлетворении требований Катунина А.Ю. к Военному комиссариату городов Минеральные Воды. Железноводск и Минераловодского района Ставропольского края о признании, незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, о признании ветераном боевых действий, возложения обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, а также взыскания компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей - отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 02 июля 2019 года решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 14 марта 2019 года в части удовлетворения исковых требований Катунина А.Ю. к ФКУ "ОСК Южного Федерального округа" МО Российской Федерации о признании ветераном боевых действий, осуществляемых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Анголе, возложении на ФКУ "ОСК Южного Федерального округа" МО Российской Федерации в лице Комиссии Южного федерального округа обязанности выдать Катунину А.Ю. удостоверение ветерана боевых действий, осуществляемых в период с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года в Анголе -отменено.
В отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Катунина А.Ю. к Федеральному Казенному Учреждению "Объединенное Стратегическое Командование Южного военного округа" о признании ветераном боевых действий, осуществляемых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Анголе, возложении на Федеральное Казенное Учреждение "Объединенное Стратегическое Командование Южного военного округа" в лице Комиссии Южного военного округа обязанности выдать Катунину А.Ю. удостоверение ветерана боевых действий, осуществляемых в период с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года в Анголе- отказано.
В кассационной жалобе Катунин А.Ю. просит отменить апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 02 июля 2019 года и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, апелляционное определение является законным и по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.
Удовлетворяя частично исковые требования Катунина А.Ю, суд первой инстанции исходил из законности отказа в выдаче истцу удостоверения "Ветерана боевых действий" ввиду отсутствия документов, подтверждающих его | непосредственное участие в указанный период времени в боевых действиях в Анголе. Суд принял во внимание свидетелей, проходивших срочную военную службу в указанный период времени вместе с истцом, пришел к выводу о доказанности его фактического участия боевых действиях, осуществляемых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Анголе.
Суд первой инстанции указал на то, что в период выполнения Катуниным А.Ю. обязанностей военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Анголе соответствующих приказов командиров не могло существовать ввиду отсутствия официального решения органов государственной власти об участии Вооруженных Сил СССР в боевых действиях на территории Анголы.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку сам по себе факт нахождения истца на территории Народной Республики Ангола в период ведения боевых действий, без подтверждения его непосредственного участия в боевых действиях, не может служить основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с правомерностью и обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом из заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
В разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", указано выполнение Боевых действий в Анголе: с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года.
Согласно пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденного приказом Минобороны РФ от 11 августа 2012 года N 2288 для оформления заключения о выдаче удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий, к обращению для оформления заключения о выдаче удостоверения прикладываются, в том числе, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом указанного пункта, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 2 пункта 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2011 года N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан", для наделения гражданина статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два условия: 1) принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и 2) участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Таким образом, непосредственное участие истца в боевых действиях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.
Из материалов дела следует, что сержант Катунин А.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил действительную военную службу в войсковой части 81282.
В соответствии с приказом Командующего Дважды Краснознаменным Балтийским флотом от ДД.ММ.ГГГГ N матрос Катунин А.Ю. в составе воинской части 06017 прикомандирован на "БДК-58" для обеспечения мероприятий по теме "Венкит".
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ большой десантный корабль "БДК-58" нес боевую службу в районе Экваториальной Африки Атлантического океана, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел стоянку в порту Луанда (Ангола), где составом десанта выполнялась задача по ПДО, которая выполнена на "отлично".
В архивной справке Центрального Архива Министерства обороны Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 1856 указано, что в архиве Военно- Морского флота сведения об участии в боевых действиях в Анголе личного состава войсковой части 81282, "БДК-58" и непосредственно Катунина А.Ю. в период-нахождения на боевой службе, не имеется (л.д.27).
Принимая во внимание указанные документы, суд апелляционной инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что факт участия в боевых действиях, как войсковой части, так и лично истца не подтверждается
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены апелляционного определения, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда и по существу относятся к иной оценке доказательств и установлению обстоятельств дела, а в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в частью 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 02 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Катунина А.Ю.-без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.