Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Спецавтотранс" Агарева А.Д. на вступившие в законную силу постановление судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 8 августа 2019 года и решение судьи Саратовского областного суда от 18 октября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спецавтотранс" (далее - ООО "Спецавтотранс", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 8 августа 2019 года ООО "Спецавтотранс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Саратовского областного суда от 18 октября 2019 года постановление судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества Агарев А.Д. просит об отмене судебных актов, состоявшихся по делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу второму статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п.1 ст.22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст.24.6. Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ следует, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами) (пункт 2). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (пункт 7). Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункт 8). Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться (пункт 9).
Согласно ст.24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1). По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2). Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее территориальная схема обращения с отходами).
Пунктом 4 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Согласно п.2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила N1156), вывоз твердых коммунальных отходов - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 4 Правил N1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Саратовской области, утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22 сентября 2016 года N 707.
Согласно территориальной схеме отходы от мест накопления транспортируются до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88) обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Согласно пункту 3.2 СанПин 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
В соответствии с пунктом 3.7 "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
В соответствии с пунктом 2.9 СП 2.1.7.1386-03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 июня 2003 года) определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в три года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья. При переходе на иные сырьевые ресурсы или при изменении технологии, образующиеся отходы в обязательном порядке подвергаются определению класса опасности.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой г. Балаково 28 марта 2019 года с участием специалистов Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области проведена проверка соблюдения ООО "Спецавтотранс" требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления.
По результатам проведенной проверки установлено, что управление многоквартирным домом "адрес" осуществляет ТСН "Академик Жук".
ТСН "Академик Жук" 29 декабря 2018 года заключило с ООО "Спецавтотранс" договор об оказании клининговых услуг, в соответствии с которым общество осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов жителей указанного многоквартирного дома.
В нарушение Правил обращения с твердыми коммунальными отходами и территориальной схемы ООО "Спецавтотранс" транспортировка твердых коммунальных отходов осуществляется на арендуемый земельный участок с кадастровым номером 64:40:041601:43, расположенный по адресу: "адрес", ул. "адрес". Данный земельный участок не относится к объектам, используемым для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. Вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем твердых коммунальных отходов.
На земельном участке, на котором осуществляется складирование твердых коммунальных отходов, в нарушение требований п. 3.7 "СанПиН 2.1.7.1322-03 отсутствует специальная площадка с искусственным водонепроницаемым покрытием, по периметру площади отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Для каждой партии отходов, вывозимых на мусоровозах ООО "Спецавтотранс" по договору, заключенному 29 декабря 2018 года с ТСН "Академик Жук", определение класса опасности отходов в нарушение п. 2.9 СП 2.1.7.1386-03 не производилось.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением заместителя прокурора г. Балаково о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 апреля 2019 года, актом проверки от 28 марта 2019 года и фототаблицей к нему, договором об оказании клининговых услуг от 29 декабря 2018 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, из показаний должностного лица Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области ФИО5 следует, что на момент проведения проверки на указанном земельном участке имелась несанкционированная свалка. Позади площадки, на которой стояли контейнеры, на значительной территории был складирован мусор, велись работы по сортировке отходов.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества правильно квалифицировано по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доводы жалобы о нарушении прокуратурой г. Балаково требований ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не может повлечь отмену судебных актов. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Вопреки доводам жалобы существенных нарушений требований Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурором не допущено.
Довод жалобы о том, что при осмотре территории в нарушение ч.2 ст.27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не присутствовал представитель юридического лица и понятые, видеозапись не велась, не свидетельствует о незаконности судебных актов. В данном случае осмотр в порядке, предусмотренном ст.27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не проводился. До проведения проверки законный представитель юридического лица был уведомлен о ее проведении, в связи с чем оснований считать нарушенными права общества не имеется.
Довод жалобы о том, что проверка проводилась не по адресу нахождения юридического лица, не свидетельствует о незаконности судебных актов. В данном случае проверочные мероприятия осуществлялись по месту совершения обществом нарушений, что не противоречит действующему законодательству.
Вопреки доводам жалобы оснований сомневаться в достоверности фотографий места совершения административного правонарушения и во времени фотографирования не имеется. То, что фотографирование осуществлено в день проведения проверки подтверждается содержанием фототаблицы, показаниями должностного лица Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области ФИО5 и иными имеющимися в деле доказательствами в их совокупности.
Доводы жалобы о том, что контейнерная площадка ООО "Спецавтотранс" находится в пределах территориальной схемы, не свидетельствует об отсутствии в деянии общества состава административного правонарушения, поскольку вывоз и складирование твердых коммунальных отходов жителей указанного многоквартирного дома осуществляется с нарушением данной схемы на земельный участок с иным видом разрешенного использования.
Довод жалобы о нарушении прокурором срока составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 апреля 2019 года, не свидетельствует о его незаконности.
В абз.3 п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Поскольку срок составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не является пресекательным, поэтому нарушение такого срока не свидетельствует о недопустимости указанного доказательства.
Доводы жалобы об отсутствии в материалах дела сведений о рассмотрении дела Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области, является несостоятельным. В материалах дела имеется определение главного государственного санитарного врача - начальника Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от 2 июля 2019 года о передаче материалов дела для рассмотрения в Балаковский районный суд Саратовской области.
Доводы жалобы о том, что ООО "Спецавтотранс" вправе приобретать твердые коммунальные отходы и осуществлять деятельность по сбору, транспортированию отходов 3-4 класса опасности, не опровергает факт совершения обществом указанных нарушений, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То, что в описательно - мотивировочной части решения судьей Саратовского областного суда неправильно указано наименование ООО "Спецавтотранс", является опиской, которая не свидетельствует о существенном нарушении и может быть исправлена в порядке, предусмотренном 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения допущены в результате несвоевременного вывоза отходов региональным оператором, в данном случае не являются основанием для освобождения общества от административной ответственности за указанные нарушения.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие законного представителя ООО "Спецавтотранс" Агарева А.Д. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм законодательства не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вопреки доводам жалобы наличие существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судебных инстанций о доказанности вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с санкцией ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Ходатайство законного представителя ООО "Спецавтотранс" Агарева А.Д. о приостановлении исполнения судебных актов рассмотрению по существу не подлежит, поскольку исходя из норм части 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приостановление исполнения постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, осуществляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 8 августа 2019 года и решение судьи Саратовского областного суда от 18 октября 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спецавтотранс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Спецавтотранс" Агарева А.Д. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.