Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Козиной Н.М, Галимовой Р.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-772/2019 по иску Задорожной Натальи Витальевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск и денежной компенсации за задержку выплат, по кассационным жалобам Задорожной Натальи Витальевны, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав истца Задорожную Н.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы и возражения на кассационную жалобу ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Истец Задорожная Н.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС России N 5 по ЯНАО) о взыскании денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за неиспользованный отпуск и денежной компенсации за задержку выплат, мотивировав свои требования тем, что в период времени с 23 апреля 1998 года по 5 июля 2018 года с перерывами с 25 апреля 2003 года по 28 октября 2004 года и с 9 декабря 2011 года по 15 августа 2013 года проходила государственную гражданскую службу в МИФНС России N 5 по ЯНАО. Приказом МИФНС России N 5 по ЯНАО от 27 июня 2018 года N 22- 08/251 контракт, заключенный с Задорожной Н.В, расторгнут 5 июля 2018 года по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ей выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 26 календарных дней. Однако при расчете ответчиком не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные истцу работодателем, а также единовременные выплаты при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков.
Просила суд взыскать с МИФНС России N 5 по ЯНАО сумму недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с 2007 года и компенсации за неиспользованный отпуск в общем размере 579 042 рубля 05 копеек, а также денежную компенсацию за задержку выплат указанных сумм за период с 28 июля 2008 года по 18 марта 2019 года в сумме 173 356 рублей 58 копеек.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 апреля 2019 года исковые требования Задорожной Н.В. удовлетворены частично. Взысканы с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу Задорожной Н.В. сумма недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 4 июня 2018 года по 5 июля 2018 года в сумме 68 651 рубль 67 копеек, сумма недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 55 299 рублей 14 копеек и денежная компенсация за нарушение срока выплаты указанных денежных сумм в размере 16993 рубля 49 копеек. Взысканные суммы недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск определены до удержания установленных Налоговым кодексом Российской Федерации налогов и сборов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без удовлетворения.
В кассационных жалобах истец Задорожная Н.В. и представитель ответчика Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу просят отменить судебные постановления как незаконные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 данного закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 названного закона гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение одного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Задорожная Н.В. с 23 апреля 1998 года с перерывами с 25 апреля 2003 года по 28 октября 2004 года и с 09 декабря 2011 года по 15 августа 2013 года проходила государственную гражданскую службу в МИФНС России N 5 по ЯНАО.
Приказом руководителя МИФНС России N 5 по ЯНАО от 06 июля 2015 года N 192-к Задорожная Н.В. назначена на должность федеральной государственной гражданской службы заместителем начальника отдела выездных проверок.
Приказом МИФНС России N 5 по ЯНАО Задорожной Н.В. был предоставлен отпуск за период работы с 15 августа 2017 года по 14 августа 2018 года в количестве 31 календарного дня: с 04 июня 2018 года по 05 июля 2018 года. В связи с предоставлением отпуска Задорожной Н.В. выплачено денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 61 639 рублей 78 копеек.
Приказом МИФНС России N 5 по ЯНАО от 27 июня 2018 года N 22- 08/251 заключенный с Задорожной Н.В. служебный контракт был расторгнут 05 июля 2018 года, Задорожная Н.В. освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
В связи с увольнением Задорожной Н.В. выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (26 календарных дней) в размере 53 580 рублей 80 копеек.
Одновременно установлено, что при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 04 июня 2018 года по 05 июля 2018 года, а также при расчете компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком не были учтены суммы выплаченного истцу материального стимулирования.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями Федерального закона N 79-ФЗ, постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование входит в состав денежного содержания гражданского служащего и является гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляется в пределах лимитов, доводимых МИФНС России на основании постановлений Правительства Российской Федерации, и пришел к выводу, что при расчете среднего заработка истца для оплаты отпускных за период с 04 июня 2018 года по 05 июля 2018 года, а также компенсации за неиспользованный отпуск работодатель не включил выплаченные истцу выплаты материального стимулирования.
Установив, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, по которым пропущен срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, суд пришел к выводу о применении последствий пропуска срока на обращение в суд.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав на то, что истец обратилась в суд 18 марта 2019 года, соответственно, подлежит применению годичный срок на обращение в суд в части взыскания денежного содержания, неначисленного и невыплаченного до 18 марта 2018 года.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
Вопреки доводам кассационных жалоб, все указанные обстоятельства проверялись судом апелляционной инстанции, при этом суд, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем, учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения Задорожной Н.В. в ежегодном оплачиваемом отпуске в спорный период, а также компенсации за неиспользованный отпуск, причитающейся при увольнении. В апелляционном определении подробно изложены мотивы принятого решения по существу спора.
При рассмотрении данного спора судами первой и апелляционной инстанции нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Кроме того, приведенные в жалобах доводы были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и отклонены им применительно к установленным обстоятельствам, не опровергают выводы апелляционной инстанции, и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июля 2019 года оставить без изменения, кассационные жалобы Задорожной Натальи Витальевны, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.