Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Вдовиченко С.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра") на определение Верховного Суда Республики Коми от 28 января 2020 года по вопросу о судебных расходах по административному делу N3а-252/2019 по административному исковому заявлению Комарова Дмитрия Николаевича к министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистраций, кадастра и картографии по Республике Коми, ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, установил:
вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Коми от 24 сентября 2019 года удовлетворено административное исковое заявление Комарова Д.Н. к Управлению Росреестра по Республике Коми, ФГБУ "ФКП Росреестра". Установлена по состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 115, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере равном его рыночной стоимости 711 914 рублей.
После вступления решения суда в законную силу Комаров Д.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просил взыскать с административных ответчиков Управления Росреестра по Республике Коми, ФГБУ "ФКП Росреестра" расходы, понесённые в связи с рассмотрением административного дела, а именно расходы по составлению отчета об оценке объекта недвижимости в размере 45 000 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Коми от 28 января 2020 года заявление Комарова Д.Н. о возмещении судебных расходов удовлетворено, взысканы с ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу Комарова Д.Н. судебные расходы на оплату услуг оценщика в размере 45 000 рублей
В частной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов с ФГБУ "ФКП Росреестра". В обоснование указано, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не является органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утверждающим результаты определения кадастровой стоимости, и не утверждало результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости; ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Коми при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номерам N осуществило перемножение утвержденного органом государственной власти показателя на площадь объекта недвижимости, о чем составлен акт, который не относится к документам об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости (его 1 кв.м), надлежащим ответчиком по делу и по требованию о возмещении судебных расходов является орган власти Республики Коми - министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений как правопреемник Агентства Республики Коми по управлению имуществом. Признавая результаты отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости достоверными, суд не сослался на какие-либо ошибки, допущенные при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости; не отражено, какие индивидуальные особенности объектов недвижимости, не учтённые при проведении оценки привели к завышению кадастровой стоимости по отношению к их рыночной стоимости; отсутствуют доказательства наличия ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретному объекту недвижимости.
Частная жалоба рассмотрена по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), без проведения судебного заседания, судьей единолично (части 2, 2.1. статьи 315 КАС РФ).
Статья 316 КАС РФ предусматривает, что суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе: 1) оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения; 2) отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Исследовав представленное административное дело, изучив частную жалобу, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1), расходы на оплату услуг представителей (пункт 4), другие признанные судом необходимыми расходы (пункт 7).
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
Суд первой инстанции при разрешении вопроса о распределении судебных расходов по административному делу, руководствуясь положениями статей 103, 106, 111 КАС РФ, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N20-П, принимая во внимание, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, удовлетворено, а ранее определенная кадастровая стоимость более чем в три раза превышает итоговую величину рыночной стоимости объекта недвижимости, установленную в качестве кадастровой стоимости, что свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретному объекту недвижимости, пришёл к обоснованному выводу о том, что судебные расходы, связанные с проведением оценки по установлению рыночной стоимости объекта недвижимости должны быть возложены на ФГБУ "ФКП Росреестра", как на орган, утвердивший результаты ранее установленную кадастровую стоимость объекта недвижимости, оспариваемую в рамках настоящего административного дела.
Согласно положениям статей 24.18, 24.19 Закона об оценочной деятельности и разъяснениям, содержащимся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанным в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13 года 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктом 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N457 установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Подведомственным бюджетным учреждением Росреестра, осуществляющим государственный кадастровый учет и определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, является ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов (Приказ Росреестра от 12 мая 2015 года NП/210, пункты 1, 12 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01 сентября 2011 года NП/331.)
Согласно материалам административного дела результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N, принадлежащих на праве собственности Комарову Д.Н, определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми актом N1100/101/16-13581/1 от 20 апреля 2016 года.
Учитывая, что административным истцом заявлены требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, суд первой инстанции, с учетом вышеуказанных норм закона, правомерно определилпроцессуальное положение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" как административного ответчика, с которого взыскал в пользу административного истца расходы по оплате услуг оценщика в размере 45 000 рублей.
Обстоятельства того, что удельные показатели кадастровой стоимости, с применением которых определена кадастровая стоимость объектов недвижимости, утверждены приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом N329Д от 30 ноября 2015 года (его правопреемник министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений), не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Верховного Суда Республики Коми от 28 января 2020 года оставить без изменения, частную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" - без удовлетворения.
Судья С.В.Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.