Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Старовойт Р.К, судей Виноградовой О.Н, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гольца Павла Константиновича к Главному управлению МЧС России по Амурской области о признании приказа об увольнении незаконным, о взыскании страховых выплат, единовременного пособия в связи с полученным заболеванием в период прохождения службы, единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, денежной компенсации за выходы на работу в праздничные и выходные дни, денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя Гольц П.К. - Макеева А.В. на решение Завитинского районного суда Амурской области от 24 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 9 октября 2019 года, Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав пояснения представителя ГУ МЧС России по Амурской области Воробьевой Л.Н, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей решение и апелляционное определение законными, судебная коллегия, установила:
Гольц П.К. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Амурской области, просил признать приказ начальника ГУ МЧС России по Амурской области N нс от ДД.ММ.ГГГГ о его увольнении незаконным; взыскать с ГУ МЧС России по Амурской области страховые выплаты и единовременное пособие в связи с полученным заболеванием в период прохождения службы в размере 2 000 000 рублей, единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 2 430 000 рублей, денежную компенсацию за выходы на работу в праздничные и выходные дни в размере 420 714 рублей 67 коп, не полученное за время вынужденного прогула денежное довольствие в размере 76 960 рублей и компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей. Также просил обязать ответчика уволить истца по пункту 1 части 3 статьи 83 Федерального закона N141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе, дающее право на пенсию. В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он являлся сотрудником федеральной противопожарной службы МЧС России, оспариваемым приказом он уволен со службы по пункту 1 части 3 статьи 83 Федерального закона N141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе. Свое увольнение со службы ФИО5 полагает незаконным, поскольку приказ издан в период нахождения его на больничном, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чём поставил в известность руководство МЧС.
Также в приказе об увольнении не указано, что истец имеет право на получение пенсии и не учтены страховые выплаты и единовременное пособие в связи с полученным заболеванием в период прохождения службы, которые предусмотрены частью 4 статьи 12 ФЗ N141-ФЗ и выходы на работу в праздничные и выходные дни за последние три года службы, в количестве 82 дней. Не учтена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Завитинского районного суда Амурской области от 24 июля 2019 года исковые требования Гольца П.К. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 9 октября 2019 решение Завитинского районного суда Амурской области от 24 июля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Гольца П.К. - Макеев А.В. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель ГУ МЧС России по "адрес" просит решения судов первой и апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика возражала против доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
С 23 мая 2016 года служба сотрудников федеральной противопожарной службы регулируется Федеральным законом от 23 мая 2016 года N141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 9 статьи 83 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", расторжение контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 статьи 83 N141-ФЗ, а именно в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 91 Федерального закона от 23 мая 2016 года N141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прекращение или расторжение контракта с сотрудником федеральной противопожарной службы, увольнение его со службы в федеральной противопожарной службе осуществляются руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем. Порядок представления сотрудников федеральной противопожарной службы к увольнению со службы в федеральной противопожарной службе и порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности.
Федеральным законом N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" установлено, что объектами обязательного государственного страхования являются сотрудники Государственной противопожарной службы.
В силу статьи 4 ФЗ "Об обязательном государственном страховании", страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются: гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии); увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.
Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба. Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или лёгким, определяется Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 года N855).
В части 4 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
В пункте 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы), проводится военно-врачебная экспертиза.
Подпунктом "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N565, определено, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. В части 7 статьи 4 указано, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В силу пункта 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утверждённых Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N369, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очерёдности принятия их на учёт.
Частью 6 статьи 54 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно пункту 2 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утверждённого Приказом МЧС России от 24 сентября 2018 N410, сотрудники федеральной противопожарной службы привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании приказа начальника территориального органа МЧС России - в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы соответствующего территориального органа МЧС России и подчинённых подразделений МЧС России.
В силу пунктов 6 и 9 Порядка, в целях учёта продолжительности выполнения сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в подразделениях МЧС России составляются табели учёта служебного времени сотрудников федеральной противопожарной службы. Заполненный табель по окончании учётного периода передается в соответствующее кадровое подразделение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная инстанция, руководствовался указанными выше нормами закона, в том числе, пунктом 4 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 года N141-ФЗ, согласно которому сотрудник федеральной противопожарной службы либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении, принимая во внимание что табеля учёта служебного времени Гольцом П.К. не составлялись, а также положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о том, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении, при этом заявленные исковые требования поданы Гольц П.К. в суд со значительным пропуском срока обращения, в отсутствие каких-либо уважительных причин.
Выводы судов обоснованы, аргументированы, не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает оснований.
Правильность применения и толкования норм материального права судами, рассматривавшими дело, проверена в соответствии с частью 2 статьи 390 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении дела судами не допущено.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Завитинского районного суда Амурской области от 24 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 9 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Гольц П.К. - Макеева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.