Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Гришина С.В. и Коробенко Э.В, при секретаре судебного заседания Григорьевой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Захарчука О.В. на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 6 декабря 2019 г, которым отказано в удовлетворении требований прапорщика Пущаевой Любови Владимировны о признании незаконным решения начальника отделения (территориальное, г. Краснодар) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения), связанного с отказом в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя начальника управления жилищного обеспечения - Соколова Я.О, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 18 сентября 2019 г. N09-29/31 Пущаевой Л.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с непредоставлением истцом документов о планируемом увольнении с военной службы.
Пущаева Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным указанное решение начальника отделения управления жилищного обеспечения и обязать названное должностное лицо его отменить и возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии ее на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований истца отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Приведя в обоснование положения действующего законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, автор жалобы указывает, что суд, в нарушение положений КАСРФ возложил обязанность по доказыванию неправомерных действий жилищного органа на административного истца, необоснованно отказал в заявленном ходатайстве об отложении судебного заседания и ознакомлении с материалами дела, не оглашал заявления должностных лиц о проведении судебного разбирательства в их отсутствии. В самом судебном решении не в полном объеме отражены доводы о незаконности принятого жилищным органом решения, а также не рассмотрены уточненные исковые требования. Полномочия начальника отделения управления жилищного обеспечения по принятию оспариваемого решения, так и полномочия самого управления жилищного обеспечения по передаче части своих полномочий указанному территориальному отделению судом достоверно не установлены, правоустанавливающие данные обстоятельства документы для ознакомления административному истцу не представлены. Вывод жилищного органа о том, что заключение истцом контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе и отсутствие в ее ближайших планах увольнения с военной службы является препятствием для ее постановки на жилищный учет не основан на положениях действующего законодательства, поскольку само по себе это обстоятельство, с учетом достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе, не является основанием для отказа в постановке на жилищный учет, так как истец, в любое время в течение срока этого контракта имеет право уволиться с военной службы.
Данная позиция в полной мере подтверждена сложившейся судебной практикой, обобщенной Верховным Судом Российской Федерации в соответствующем Обзоре, утвержденном Президиумом данного суда еще в феврале 2017 года. Все вышеизложенные факты подтверждают недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, приведших к нарушению судом норм материального и процессуального права и вынесению незаконного, необоснованного и подлежащего отмене судебного постановления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Признавая оспариваемое решение начальника отделения управления жилищного обеспечения законным и отказывая Пущаевой Л.В. в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что у истца, заключившего контракт сверх предельного возраста пребывания на военной службе, отсутствует право быть признанной нуждающейся в жилом помещении. Однако такой вывод суда не основан на законе.
Из ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что государство гарантирует военнослужащим представление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившими на военную службу по контракту после 1 января 1998 г, и совместно проживающие с ними члены их семей.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 указанного Закона право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания у таких военнослужащих возникает по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, либо 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пп. 1 и 2 "Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федеральном законе "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, закрепляющая обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы в связи с их увольнением по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе на основе волеизъявления гражданина, определяющего, в том числе место постоянного проживания, носит гарантийный характер и направлена на установление механизма реализации права на жилище.
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N1054. В соответствии с п. 9 данных Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений не более чем за 3 года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых
помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в п. 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Как установлено по делу, Пущаева Л.В. проходит военную службу по контракту с августа 2001года, т.е. относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению на период военной службы только служебными жилыми помещениями. Общая продолжительность военной службы по состоянию на 1августа 2019 г. в календарном исчислении составляет 17 лет 11 мес, а в льготном 24 года 10 мес.
23 июня 2016 г. истец достигла предельного возраста пребывания на военной службе - 45 лет, предусмотренного для женщин-военнослужащих, однако командованием было принято решение о заключении с ней контракта сверх предельного возраста сроком на пять лет до 22 июня 2021 г.
В поданном в августе 2019 года в отделение управления жилищного обеспечения заявлении Пущаева Л.В. просила принять ее на жилищный учет в целях обеспечения постоянным жилым помещением, как военнослужащую, имеющую общую продолжительность военной службы более 10 лет и подлежащую увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Поскольку в подтверждение указанных в заявлении обстоятельств она представила все документы по перечню, предусмотренному п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, оснований для отказа в принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях у жилищного органа не имелось. Кроме того требование должностного лица жилищного органа к Пущаевой Л.В. о представлении сведений, связанных с планируемым увольнением с военной службы является необоснованным, так как эти документы указанным перечнем не предусмотрены.
Оценивая оспариваемое решение начальника отделения управления жилищного обеспечения от 18 сентября 2019 г. N09-29/31, судебная коллегия считает, что оно было бы обоснованным в том случае, если бы истец не достигла предельного
для службы женщин возраста
в силу нижеследующего.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Согласно подп. "а" п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу.
Таким образом, действующее законодательство четко регламентирует основания для увольнения военнослужащего с военной службы в запас по возрасту - это, во-первых, достижение им предельного возраста пребывания на службе; во-вторых, истечение срока, на который была продлена ему служба в соответствии с п. 3 ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; в-третьих, нежелание самого военнослужащего в период этого продления срока продолжать военную службу. Иных оснований для увольнения военнослужащего именно по возрасту вышеприведенное законодательство не содержит.
Следовательно, до истечения срока нового контракта, заключенного сверх предельного возраста, Пущаева Л.В. вправе уволиться по своему желанию в любое время с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", т.е. по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что Пущаева Л.В, чей предельный возраст пребывания на военной службе наступил в период прохождения военной службы, правомерно поставила вопрос о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по избранному месту жительства. Что касается прохождения ею военной службы по контракту, заключенному сверх предельного возраста пребывания на военной службе, то само по себе это обстоятельство не является, в данном случае, основанием для отказа в постановке на жилищный учет.
Данный вывод суда соответствует сложившейся судебной практике, обобщенной в Обзоре практики рассмотрения военными судами дел, связанных с обеспечением военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по избранному месту жительства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 г.
В связи с изложенным решение начальника отделения управления жилищного обеспечения от 18сентября 2019 г. N 09-29/31 нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно принято без учета приведенных выше обстоятельств.
При таких данных судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции о правомерности вышеназванного решения, не соответствуют обстоятельствам административного дела и судом неправильно применены нормы материального права, поэтому принятое им судебное постановление подлежит отмене, а апелляционная жалоба представителя административного истца - удовлетворению.
При изложенных данных, исследовав иные обстоятельства, из которых исходил начальник отделения управления жилищного обеспечения при принятии оспариваемого решения об отказе в постановке истца на жилищный
учет, судебная коллегия полагает необходимым возложить на жилищный орган обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии Пущаевой Л.В. на учет нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в г. Москве.
Что касается доводов жалобы относительно отсутствия полномочий у отделения управления жилищного обеспечения и самого управления жилищного обеспечения по принятию решений о постановке или отказе в постановке военнослужащих на жилищный учет, то они не могут быть признанными обоснованными ввиду того, что уполномоченным органом военного управления в сфере жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через структурные подразделения, региональные управления в военных округах Российской Федерации.
На территории Южного военного округа структурным подразделением уполномоченного лица в сфере жилищного обеспечения является Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, что следует из п. 2.1 "Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями" утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010г. N 1550. Вместе с тем проверка полноты комплекта документов, необходимых для постановки военнослужащего на жилищный учет, как и принятие решения об их постановке или отказе в постановке на названный жилищный учет, согласно Положению об отделении управления жилищного обеспечения и должностной Инструкцией начальника отделения управления жилищного обеспечения, возложены на территориальные жилищные органы, к которым в том числе относится отделение (территориальное, г. Краснодар) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Что касается иных доводов жалобы, связанных с нарушением судом норм процессуального права, то определяющего по данному делу значения они не имеют и на обоснованность принятого судебной коллегией решения не влияют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 6 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению Пущаевой Любови Владимировны отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Пущаевой Любови Владимировны о признании незаконным решения начальника отделения (территориальное, г. Краснодар) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника отделения (территориальное, г.Краснодар) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 18сентября 2019 г. N 09-29/31 об отказе в принятии Пущаевой Любови Владимировны на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 18 сентября 2019 г. N 09-29/31 и повторно рассмотреть вопрос о принятии Пущаевой Любови Владимировны на жилищный учет, о чем в течение одного месяца со дня получения для исполнения копии данного судебного постановления сообщить в суд и административному истцу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.