Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Вариводы В.В. на решение судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 30 января 2020 года и постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ЦФО, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 23 июля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Религиозной организации "Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви (Московский Патриархат), УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ЦФО, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 23 июля 2019 года Религиозная организация "Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви (Московский Патриархат) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.
Решением судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 30 января 2020 года названное выше постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Вариводы В.В. без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Варивода В.В. просит об отмене постановления должностного лица и судебного акта с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе недоказанность вины Религиозной организации в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а также в незаконном складировании мусора на земельном участке, находящемся во владении.
В судебное заседание законный представитель Религиозной организации "Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви (Московский Патриархат), защитник Варивода В.В. не явились, извещены о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу; ходатайств об отложении судебного разбирательства по делу не представили, на своем обязательном присутствии при рассмотрении жалобы не настаивали.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием к возбуждению в отношении Религиозной организации "Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви (Московский Патриархат) дела об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой) установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее также отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу п. 2 ст. 11 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и др.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Закона об отходах).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. N 80 утверждены "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7).
В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Как следует из материалов дела постановлением N *** государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ЦФО, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 23 июля 2019 года Религиозная организация "Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви (Московский Патриархат) привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за то, что при эксплуатации земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***, принадлежащего Религиозной организации на праве безвозмездного пользования на основании договора N *** от 22.07.2015 г, последняя нарушила требования природоохранного законодательства, а именно требования ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
При этом при описании события административного правонарушения в названном выше постановлении должностным лицом указано на то, что 14 мая 2019 года в 09 часов 00 минут при эксплуатации земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** Религиозная организация "Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви (Московский Патриархат) не соблюдала требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.
С таким выводом должностного лица согласился судья Кузьминского районного суда г. Москвы, оставив вынесенное по делу постановление о назначении административного наказания без изменения.
При этом в ходе рассмотрения жалобы, поданной защитником Религиозной организации на постановление, судьей районного суда в качестве события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, совершенного Религиозной организацией "Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви" (Московский Патриархат), было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***, используемом Религиозной организацией на основании договора безвозмездного пользования, 14 мая 2019 года в 09 часов 00 минут должностными лицами Росприроднадзора выявлены навалы строительного мусора, что является несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.
Между тем с таким решением судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Как усматривается из имеющихся в деле материалов об административном правонарушении, 12 октября 2018 года и 15 октября 2018 года представителями Управы района Некрасовка выявлены факты сброса мусора ТБО и КГМ по адресам: ***, ***, на земельных участках с кадастровыми номерами *** и ***, находящийся на территории кварталов *** (л.д. 253, 255).
Постановлением УУП ОМВД России по району Некрасовка г. Москвы от 21 октября 2018 года в возбуждении уголовного дела по факту несанкционированного размещения на почвенном покрове отходов строительства и бытового мусора по адресу: ***, ул. ***, на земельных участках с кадастровыми номерами *** и ***, находящийся на территории кварталов *** было отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Из материала проверки в отдельное производство были выделены материалы в отношении неустановленных лиц, в действиях которых усматривались признаки административного правонарушения, для направления в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (л.д. 287-289).
При этом названным постановление было установлено, что сброс мусора ТБО и КГМ осуществлен по адресу: ***.
18 апреля 2019 года должностным лицом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО Росприроднадзора возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении неустановленного лица и назначено проведение административного расследования по факту осуществления складирования отходов грунтов, строительного и бытового мусора на территории земельных участков с кадастровым номером *** по адресу: *** и кадастровым номером *** по адресу: *** (л.д. 92-93).
В рамках проведенного административного расследования административным органом получены сведения из филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, который согласно предоставленной выписке из ЕГРН находится в Московской области, Люберецкий район, участок 2, северо-восточнее завода Эколог, имеет вид разрешенного использования под комплексное многоэтажное жилищное строительство, правообладателем названного земельного участка является г. Москва; посредством названного земельного участка обеспечен доступ к иным земельным участкам, в том числе с кадастровым номером *** (л.д. 109-127).
Согласно полученным сведениям из филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по г. Москве земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: **, образован из земельного участка ***, предоставлен в безвозмездное срочное пользование Религиозной организации "Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви" (Московский Патриархат) под размещение административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (л.д. 129-135).
По сообщению и.о. главы Управы района Некрасовка города Москвы, полученным также в рамках административного расследования, 15 октября 2018 г. были выявлены факты сброса мусора ТБО и КГМ на земельный участок с кадастровым номером ***, находящийся на территории ***, предназначенный под комплексное многоэтажное жилищное строительство и находящийся в собственности Департамента городского имущества города Москвы (л.д. 157-158).
Анализ указанных сведений в совокупности свидетельствует о том, что земельные участки с кадастровыми номерами *** и с кадастровым номером *** являются самостоятельными объектами земельно-правовых отношений.
При этом ни один из перечисленных выше, а также иные, имеющиеся в деле документы прямо не свидетельствуют о том, что навалы мусора ТБО и КГМ выявлены непосредственно на земельном участке с кадастровым номером ***, находящемся в пользовании Религиозной организации "Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви" (Московский Патриархат).
Напротив, из ответа Главы Управы района Некрасовка города Москвы, направленного в адрес председателя Религиозной организации "Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви" (Московский Патриархат), следует, что 15 октября 2018 года Управой района Некрасовка на территории земельного участника с кадастровым номером ***, смежный с земельным участком с кадастровым номером ***, были выявлены сбросы мусора ТБО и КГМ (л.д. 88).
Земельный участок, на котором 12 октября 2018 г. выявлен сброс мусора ТБО и КГМ по адресу: *** согласно вышеуказанным данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области имеет кадастровый номер ***.
Таким образом, установленные 30 января 2020 года судьей районного суда обстоятельства, связанные с нахождением навала мусора на земельном участке с кадастровым номером *** в качестве события совершенного Религиозной организацией "Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви" (Московский Патриархат) правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Кроме того из постановления должностного лица усматривается, что Религиозная организация "Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви" (Московский Патриархат) признана виновной как в несоблюдении требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", запрещающей, в том числе, сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, так и в нарушении способов и условий временного хранения отходов производства и потребления, установленных СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7, то есть взаимоисключающих нарушениях.
При этом должностное лицо Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО Росприроднадзора для устранения данных противоречий и выяснения какое непосредственно из нарушений вменено в вину Религиозной организации, а также выяснения обстоятельств, послуживших основанием должностному лицу для вывода о том, что навал мусора находился непосредственно на земельном участке с кадастровым номером ***, судьей районного суда допрошено не было.
Подобное разрешение жалобы по делу об административном правонарушении не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленным ст. 24.1 и 26.1 названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 30 января 2020 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении судье Кузьминского районного суда г. Москвы следует учесть указанные выше недостатки; всесторонне, полно и объективно исследовать имеющиеся в деле и дополнительно истребованные (представленные) доказательства, в том числе правильно установить дату события правонарушения; проверить изложенные в жалобе доводы; дать надлежащую оценку действиям лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, правильно применив нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привести мотивы принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Жалобу защитника Вариводы В.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 30 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Религиозной организации "Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви (Московский Патриархат) отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Кузьминский районный суд г. Москвы.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.