Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Грибиненко Н.Н.
судей
Савельевой Т.Ю.
Яшиной И.В.
с участием прокурора
Амелькович Е.С.
при секретаре
Шалаевой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу "адрес" Санкт-Петербурга на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2019 года по гражданскому делу N 2-6617/2019 по иску прокурора "адрес" Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации "адрес" Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Грибиненко Н.Н, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
"адрес" Санкт-Петербурга обратился в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации "адрес" Санкт-Петербурга, и просит обязать администрацию "адрес" Санкт-Петербурга организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", левее от "адрес", съезд в противоположную сторону от "адрес" (в конце ул. 3-я линия ООАЗ "Овраги"), в течение 150 суток с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указано, что результате выездной проверки было установлено наличие несанкционированной свалки по указанному адресу, объемом 900 м3, площадью около 1500 кв.м. Свалка находится на землях общего пользования.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2019 исковые требования удовлетворены.
Указанным решением постановлено обязать администрацию "адрес" Санкт-Петербурга организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки на территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", левее от "адрес", съезд в противоположную сторону от "адрес" (в конце ул. 3-я линия ООАЗ "Овраги"), в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ответчик, не оспаривая факта наличия свалки на территории "адрес" Санкт-Петербурга, просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства, потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации" запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 13 Земельного Кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическим веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, согласно п. 1.1 которого администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга. Задачами администрации являются: проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; образования; законности, правопорядка, безопасности; молодежной политики; физической культуры и спорта; культуры; социальной политики; труда и занятости населения; межнациональных отношений и реализации миграционной политики; благоустройства и обращения с отходами; городского хозяйства и энергетики; жилищной политики; жилищно-коммунального хозяйства; имущественных отношений; потребительского рынка, развития и поддержки малого и среднего предпринимательства; социального питания; экономики и финансов; строительства, архитектуры и градостроительства; информатизации.
В соответствии с п.3.10.4 Положения администрации районов наделены полномочиями организовывать благоустройство территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией.
В силу п. 7.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2017 N 885 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов включают мероприятия по выявлению несанкционированной свалки отходов, проведение мероприятий по пресечению дальнейшего образования несанкционированных свалок отходов, определение площади несанкционированной свалки отходов, определение имущественно-правового статуса земельного участка, на котором размещена несанкционированная свалка отходов, разработку проекта ликвидации несанкционированной свалки отходов в случае превышения площади несанкционированной свалки более 150 кв.м (содержащего определение объема и класса опасности отходов, подлежащих ликвидации, расчет сметной стоимости работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов), включение несанкционированной свалки отходов в адресную программу, непосредственно ликвидацию несанкционированной свалки отходов в соответствии с проектом ликвидации, фото (видео) фиксацию территории после выполнения работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов, а в случае выявления лиц, осуществляющих сбор отходов, организацию несанкционированных свалок отходов, направление информации о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган.
В соответствии с п. 3.2.4.4 Распоряжения Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 100-р "Об утверждении Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района Санкт-Петербурга, в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрацией района Санкт-Петербурга" внесение изменений в утвержденную Администрацией района адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов допускается в случае:
выявления на территории района новых несанкционированных свалок отходов, ликвидация и рекультивация территории (в случае необходимости) которых может быть обеспечена в текущем финансовом году;
невозможности проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов, рекультивации ее территории (в случае необходимости) в текущем году (отсутствие финансирования, необходимость проведения дополнительных обследований и др.);
ликвидации несанкционированной свалки отходов третьими лицами;
- вступления в законную силу решения суда об обязании Администрации района или лиц, виновных в организации несанкционированной свалки отходов, ликвидировать несанкционированную свалку отходов.
В случае реализации мероприятий адресной программы по ликвидации несанкционированных свалок отходов посредством осуществления закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", должностное лицо, ответственное за осуществление административной процедуры:
- осуществляет проверку фактического наличия несанкционированной свалки отходов, включенной в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов;
- формирует документацию о закупке на проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов, рекультивации их территорий (в случае необходимости), включенных в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов;
- участвует в организации закупок на проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов, рекультивации их территорий (в случае необходимости), включенных в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- в случае выявления обстоятельств, установленных абзацами третьим - пятым пункта 3.2.4.4 настоящего Административного регламента, готовит проект правового акта о внесении изменений в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов и направляет его главе Администрации района для подписания (п. 3.2.5.2 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга).
В соответствии с п. 3.2.4.7 административного регламента Максимальный срок внесения изменений в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок отходов - 30 дней с момента наступления обстоятельств, указанных в пункте 3.2.4.4 настоящего Административного регламента.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в результате выездной проверки 31.07.2019 прокуратурой "адрес" Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", левее от "адрес", съезд в противоположную сторону от "адрес" (в конце ул. 3-я линия ООАЗ "Овраги"), выявлено несанкционированное размещение строительных отходов.
Указанная несанкционированная свалка включена в проект адресной программы выявленных несанкционированных свалочных масс на территории Колпинского района подлежащих ликвидации со сроком исполнения - 2020 год (п. 26) - л.д. 9-12).
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у администрации района имеется обязанность по организации уборки вышеуказанной территории с учетом места расположения свалки и характера находящихся на ней отходов.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции, приняв во внимание указанные обстоятельства, а также то, что круг полномочий администрации Колпинского района Санкт-Петербурга не ограничен включением несанкционированной свалки отходов в адресную программу, включает в себя также непосредственно ликвидацию несанкционированной свалки отходов в соответствии с проектом ликвидации, само по себе включение территории в проект адресной программы на 2020 год не свидетельствует об исполнении полномочий администрации района в полном объеме, в связи с чем пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и не противоречат требованиям закона.
Доводы жалобы о том, что указанный адрес включен в проект адресной программы на 2020 год, ликвидация свалки запланирована на 2020 года, не опровергают правильных выводов суда о наличии у ответчика обязанности по организации уборки, что согласуется с полномочиями администрации района Санкт-Петербурга, возложенными на нее Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1078 от 26.08.2008.
В целом доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Разрешая спор, суд правильно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения, полно и правильно установилобстоятельства, имеющие правовое значение, дал оценку представленным в материалы дела доказательствам, отвечающую требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и постановилзаконное и обоснование решение об удовлетворении требований прокурора, направленных на защиту интересов неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации "адрес" Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.