Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Баранова Г.В.
судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 Оренбургской области на решение Малоярославского районного суда Калужской области от 19 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 31 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 1 Оренбургской области к Медведчук Л.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N1 по Оренбургской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с Медведчук Л.Н. задолженности по земельному налогу за 2014-2016 годы в размере 4301 рубля и пени в размере 58 рублей 88 копеек, со ссылкой на неуплату Медведчук Л.Н. указанных сумм в добровольном порядке.
Решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 19 апреля 2019 года в административном иске отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 31 июля 2019 года решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 19 апреля 2019 года изменено, исключено из мотивировочной части решения вывод суда о том, что Медведчук Л.Н. не является собственником доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Межрайонной ИФНС России N 1 Оренбургской области в Первый кассационный суд 21 февраля 2020 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, так как судами неверно применены норму материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд кассационной инстанции не представили. Не возражали относительно рассмотрения кассационной жалобы без их участия. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Оспариваемые судебные акты сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Следовательно, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Содержанием оспариваемых судебных актов и материалами дела установлено, что Межрайонной ИФНС России N 1 Оренбургской области Медведчук Л.Н. начислена недоимка по земельному налогу за 2014- 2016 годы на общую сумму 4359 рублей 88 копеек.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию, является принадлежность Медведчук Л.Н. доли в праве собственности на упомянутый земельный участок, что предполагало предоставление соответствующих документов, между тем, Межрайонной ИФНС России N 1 Оренбургской области не было представлено доказательств, достоверно подтверждающих владение Медведчук Л.Н, в спорные периоды, долей в праве собственности на указанный земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В ходе рассмотрения данного дела представлены выписки из ЕГРН о зарегистрированных правах на земельный участок от 10 августа 2018 года и от 26 марта 2019 года, согласно которым Медведчук Л.Н. не является собственником доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес", земельный участок расположен в северной части "адрес" кадастрового квартала 56:01:0.
Основными документами, подтверждающими право собственности на земельный участок, являются свидетельство о государственной регистрации права или свидетельство о праве собственности на землю, если право возникло до 1998 года, и документ, на основании которого это свидетельство было выдано. Эти документы являются правоустанавливающими и правоудостоверяющими.
К правоустанавливающим относятся документы, в соответствии с которыми земельный участок перешел во владение гражданина, например, постановление главы районной администрации о выделении земельного участка, договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство или вступившее в законную силу решение суда.
К правоудостоверяющим документам относятся свидетельства, выдаваемые после 1998 года соответствующим (территориальным) учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Свидетельство о государственной регистрации права - это документ, удостоверяющий юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав.
В частности, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав:свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России": государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
С 1 января 2015 года была введена новая форма свидетельства о государственной регистрации права, утвержденная Приказом Минэкономразвития от 23 декабря 2013 года N 765.
Кадастровая выписка об объекте недвижимости - это выписка из государственного кадастра недвижимости, в которой содержались запрашиваемые сведения о недвижимости (часть 3 статьи 14 ранее действовавшей редакции Закона о кадастре недвижимости).
Такой документ выдавался с 1 марта 2008 года и до 1 января 2017 года и подтверждал (пункты 2 - 4 части 2 статьи 23 ранее действовавшей редакции названного Закона): учет изменений объекта недвижимости; учет его части; снятие объекта с кадастрового учета.
Кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость в указанный период проводились отдельно и учитывались в разных реестрах (в ГКН и ЕГРП).
Кадастровая выписка была нужна для того, чтобы внести изменения в сведения о недвижимости, имеющиеся в ЕГРП (пункт 4 статьи 18 ранее действовавшей редакции Закона о госрегистрации прав на недвижимость N 122-ФЗ).
Таким образом, представленная налоговым органом кадастровая выписка о земельном участке, выданная филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области, в которой содержалась лишь ссылка на номер и дату регистрации права долевой собственности за Медведчук Л.Н, к числу правоустанавливающих, либо правоудостоверяющих документов на земельный участок, подтверждающих право собственности, либо иное право на земельный участок, порождающего обязанность уплаты земельного налога, не относится.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
При таких данных, приведенные выше оспариваемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
решение Малоярославского районного суда Калужской области от 19 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 31 июля 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.