Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Куликовой И.И, Воробьевой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4568/2019 по иску Ванинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности провести капитальный ремонт стрелочных переводов
по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 20 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 2 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Куликовой И.И, выслушав по видеоконференц-связи объяснения представителя ОАО "РЖД" Новачука И.Я, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Плетневой С.Н, полагавшей принятые по делу судебные постановления законными и обоснованными и поэтому не подлежащими отмене, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ванинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, просил обязать ОАО "РЖД" в срок, не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт стрелочного перевода N 9 (правое направление), расположенного на прочем пути станции Усть-Орочи Дальневосточной железной дороги, указав о том, что он эксплуатируется ОАО "РЖД" с просроченным капитальным ремонтом, срок его эксплуатации составляет 41 год, при норме 25 лет. Эксплуатация стрелочных переводов с просроченным капитальным ремонтом не отвечает требованиям безопасности, что создает реальную угрозу безопасности на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, а также нанести ущерб имуществу неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, экологический ущерб.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 июня 2019 года исковые требования Ванинского транспортного прокурора удовлетворены.
На ОАО "РЖД" возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт стрелочного перевода N 9 (правое направление), расположенного на прочем пути станции Усть-Орочи Дальневосточной железной дороги.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 2 октября 2019 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, ссылаясь на допущенные судами, по мнению заявителя, нарушения норм права.
Заявитель полагает, что судом не дана надлежащая оценка представленным ответчиком доказательствам, выводы судов основаны на информационных справках, представленных самим ответчиком, без выезда на место с квалифицированными специалистами, проведения диагностики спорного участка железнодорожного пути специализированным оборудованием.
Выводы суда о необходимости проведения капитального ремонта постановлены без оценки критерия пропущенного тоннажа и отсутствия негодного бруса на указанном стрелочном переводе, полагая, что пропуск срока капитального ремонта стрелочного перевода сам по себе не влияет на безопасность движения.
Обращает внимание на то, что указанный участок пути имеет небольшой объем грузонапряженности и малую интенсивность движения железнодорожного подвижного состава и наличие у ответчика приоритетных участков пути с более интенсивным движением, на которых необходимо проведение капитального ремонта стрелочных переводов.
Предъявленный прокурором иск расценивает как вмешательство в хозяйственную длительность ответчика, что судом во внимание не принято.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 ГПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, пояснений лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
В силу пункта 2 статьи 20 Закона, статьи 80 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта", владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции должны обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О транспортной безопасности" предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования.
Согласно п.16 Правил инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура), железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
В соответствии с п.1 Приложения N 1 к Правилам при технической эксплуатации все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) должны обеспечивать по прочности, устойчивости и состоянию безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
Рельсы и стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряженности, осевым нагрузкам и скоростям движения поездов).
Нормы износа рельсов и стрелочных переводов устанавливаются нормами и правилами (п.13).
Согласно п.20 Приложения N 1 к Правилам ремонт и текущее содержание стрелочных переводов обеспечивается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
В силу п.7.2 Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 31.12.2015 N 3212р, при назначении работ по видам ремонтов обязательным условием является наработка пути до нормативного ресурса (в млн. т бр) или нормативного срока службы (в годах).
Установив, что на участке обслуживания Советско-Гаванской дистанции пути ответчик эксплуатирует стрелочный перевод N 9, расположенный на прочем пути ст.Усть-Орочи Дальневосточной железной дороги с просроченным сроком службы (год укладки стрелочного перевода - 1978 год, срок службы составляет 41 год, при норме 25 лет), судебная коллегия согласилась с выводом районного суда о правомерности удовлетворения предъявленных прокурором требований и наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по производству капитального ремонта указанного стрелочного перевода.
Достаточных оснований в кассационной жалобе заявителем не приведено.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности выводов суда о необходимости проведения капитального ремонта, как постановленных без оценки критерия пропущенного тоннажа и без учета отсутствия негодного бруса на указанном стрелочном переводе, полагая, что пропуск срока капитального ремонта стрелочного перевода сам по себе не влияет на безопасность движения, не основан на действующем законодательстве.
Как правомерно отмечено судом, исходя из критериев выбора стрелочных переводов, подлежащих капитальному ремонту, установленных таблицей 7.3 Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО "РЖД", утверждённого распоряжением ОАО "РЖД" от 21.12.2015 г. N 3212р, основным критерием для проведения их капитального ремонта является достижение нормативного срока службы стрелочных переводов (наработка до нормативного ресурса или нормативного срока службы в годах).
При условии выработки нормативного срока службы или наработки тоннажа наличие дополнительных критериев выбора стрелочных переводов, подлежащих капитальному ремонту, установленных вышеуказанным Положением (превышение количества негодных деревянных брусьев, скреплений, брусьев с выплесками), не является обязательным.
Наличие более приоритетных для ремонта участков пути не является основанием для освобождения ответчика от выполнения установленных нормативной документацией требований безопасности.
Приведенные в жалобе доводы основаны на неверном толковании вышеприведенных норм права в сфере безопасности железнодорожного транспорта, по существу направлены на оспаривание выводов суда об установленных по делу обстоятельствах, иную оценку доказательств, собранных по делу, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен (часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Доводы заявителя были проверены судами двух инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 20 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 2 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.