Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Автолайн СВ" Погодина А.С., поданную на решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 11 октября 2019 года в редакции определения об исправлении описки от 17 октября 2019 года, решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 17 октября 2019 года и постановления заместителя начальника МАДИ от 14 августа 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Автолайн СВ" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** заместителя начальника МАДИ от 14 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Никулинского районного суда города Москвы от 11 октября 2019 года в редакции определения об исправлении описки от 17 октября 2019 года ООО "Автолайн СВ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.
Постановлением N *** заместителя начальника МАДИ от 14 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Никулинского районного суда города Москвы от 17 октября 2019 года ООО "Автолайн СВ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.
В жалобах, поступивших на рассмотрение в Московский городской суд, законный представитель Общества Погодин А.С. просит об отмене вышеназванных судебных актов и постановлений должностного лица, ссылаясь на приведенные в жалобах доводы, в том числе отсутствие в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" требования о прохождении водителями предрейсового медицинского осмотра; отсутствие в ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" п. 4, нарушение которого вменено в вину Обществу; отсутствие в п. 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом норм и правил, регламентирующих порядок организации и проведения предрейсового контроля; недоказанность по делу нарушения Обществом требований о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра, а транспортным средством предрейсового контроля, учитывая, что в путевом листе водителя имелись соответствующие отметки и подписи; непропечатанный полностью в штампе номер ОГРН юридического лица не свидетельствует о неисполнении Обществом требований о прохождении предрейсового контроля и предрейсового медицинского осмотра; проведение контрольных мероприятий осуществлено ненадлежащим органом.
Законный представитель ООО "Автолайн СВ" в судебное заседание не явился, обеспечил явку защитника К.Н.М, которая доводы жалоб поддержала, настаивая на их удовлетворении.
Изучив доводы жалоб, выслушав защитника К.Н.М, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ установлена за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (абзац 9 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении).
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, помимо прочего, обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.
Абзацем 6 пункта 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, по обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств и осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В силу подпункта б, в пункта 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
Порядок предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств установлен Приказом Минтранса РФ от 08.08.2018 N 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств" (далее - Порядок).
Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства. Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса (пп. 3, 4 Порядка).
Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер) (п. 7 Порядка).
В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения (п. 12 Порядка).
В силу п. 2 Порядка настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд) (далее - субъекты транспортной деятельности).
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 835н и предусматривает, что по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр (пункты 12 и 16).
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 2 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 835н).
Как следует из материалов дела 14 июня 2019 года должностным лицом Московской административной дорожной инспекции (далее МАДИ) на основании распоряжения N *** от 25 марта 2019 года начальника МАДИ проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование легкового такси, по результатам которого выявлено, что ООО "Автолайн СВ", использующее транспортное средство "***" государственный регистрационный знак *** для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы (разрешение N ***, действующее с ** г. по *** г.) допустило нарушение требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
По данному факту 12 июля 2019 г. в отношении ООО "Автолайн СВ" составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, на основании которых 14 августа 2019 г. заместителем начальника МАДИ вынесены обжалуемые по делу постановления о привлечении Общества к административной ответственности по указанным нормам.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "Автолайн СВ" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколами об административном правонарушении; распоряжением о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования легковых такси в процессе их эксплуатации; плановым рейдовым заданием; протоколами изъятия вещей и документов (транспортного средства) от 14 июня 2019 г.; актами результата планового (рейдового) осмотра, обследования легкового такси от 14 июня 2019 г.; копией постановления о привлечении водителя Н. Д.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ от 14 июня 2019 г. за управление транспортным средством "***" государственный регистрационный знак *** без путевого листа; разрешением на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы; путевым листом; иными материалами дела.
Дав правильную оценку имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к верному выводу о доказанности наличия в действиях ООО "Автолайн СВ" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о недоказанности нарушения Обществом требований о прохождении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и прохождении транспортным средством предрейсового контроля несостоятелен.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Статьей 6 указанного федерального закона установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее Обязательные реквизиты), согласно п. 2 которых обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Пунктом 3 Обязательных реквизитов установлен перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в путевом листе, в том числе сведения о собственнике (владельце) транспортного средства.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица (пп. 1 п. 5 Основных реквизитов).
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. N 152, оформление путевого листа и его наличие у водителя является необходимым условием при оказании услуг коммерческой перевозки.
Как усматривается из материалов дела предъявленный 14 июня 2019 года водителем автомобиля "***" государственный регистрационный знак *** Н.Д.А. в момент проведения рейдового осмотра путевой лист содержал печать владельца транспортного средства - ООО "Автолайн СВ", реквизиты которой в части основного государственного регистрационного номера юридического лица не соответствовали присвоенным в действительности ООО "Автолайн СВ", отсутствовала последняя цифра, что не оспаривается в жалобе.
Тем самым водитель Н.Д.А. был выпущен Обществом в рейс с путевым листом, имеющим противоречивые сведения в части обязательных реквизитов Общества, следовательно, названный лист обоснованно признан должностным лицом недостоверным документом, в том числе касающейся информации о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства "***" государственный регистрационный знак ***, а также о прохождении водителем Н. Д.А. предрейсового медицинского осмотра.
При таких обстоятельствах ООО "Автолайн СВ", осуществляя перевозку пассажиров легковым автомобилем, не выполнило установленные законом требования к осуществлению деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, в том числе о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств.
Ссылка в жалобе на отсутствие в ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" пункта 4, не может повлечь удовлетворение жалобы.
В данном случае Федеральным закон ом от 20.12.2017 N 398-ФЗ внесены изменения в статью 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", которым положения пункта 4, в том числе абзаца 6, предписывающего юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта исключены.
Вместе с тем названная обязанность в новой редакции была закреплена Федеральным закон ом от 20.12.2017 N 398-ФЗ в абзаце первом и седьмом пункта 2 той же статьи.
Тем самым федеральным законодателем было уточнено ранее действующее правовое регулирование отношений в области безопасности дорожного движения и на момент выявления правонарушения своей силы не утратило.
Вопреки доводу жалобы о том, что Московская автомобильная дорожная инспекция является неуполномоченным органом на проведение контрольных мероприятий по соблюдению требований о проведении контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию, ч. 1 ст. 6.1 Закона г. Москвы от 11.06.2008 N 22 "О легковом такси в городе Москве" региональный государственный контроль за соблюдением перевозчиками требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, осуществляется должностными лицами уполномоченного органа (учреждений уполномоченного органа) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 198-ПП утвержден Административный регламент исполнения Московской административной дорожной инспекцией государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, которым исполнение государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы возложена на Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ).
Согласно п. 1.4 Административного регламента предметом государственной функции является контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы, обязательных требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, установленных частями 1.4 и 16 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ.
Учитывая вышеназванные положения, а также то, что Обществом используется транспортное средство "***" государственный регистрационный знак *** для осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы согласно выданному разрешению Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, контрольное мероприятие в виде рейдового осмотра проведено должностным лицом МАДИ в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Автолайн СВ" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что по делу допущены существенные нарушения норм материального права и КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем при рассмотрении данных дел об административных правонарушениях должностным лицом и судьей районного суда не учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении заместителем начальника МАДИ 14 августа 2019 года постановлений по делам об административных правонарушениях, а также при их пересмотре судьей Никулинского районного суда г. Москвы положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения в области безопасности дорожного движения выявлены в ходе проведения одной проверки, были допущены ООО "Автолайн СВ" в результате единого действия (бездействия).
Рассмотрение возбужденных в отношении ООО "Автолайн СВ" дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, подведомственно одному должностному лицу.
Таким образом, ООО "Автолайн СВ" подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ и частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, вынесенные в отношении ООО "Автолайн СВ" подлежат объединению в одно производство, а вынесенные по делам об административных правонарушениях постановления должностного лица и решения судьи районного суда подлежат изменению путем назначения ООО "Автолайн СВ" административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, а именно в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Автолайн СВ", объединить в одно производство.
Постановления заместителя начальника МАДИ от 14 августа 2019 года N *** и N ***, решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 11 октября 2019 года в редакции определения об исправлении описки от 17 октября 2019 года по делу N *** и решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 17 октября 2019 года по делу N ***, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Автолайн СВ" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначить ООО "Автолайн СВ" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Автолайн СВ" Погодина А.С. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.