Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Щелково Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 марта 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Изгагиной Т.Ю, Мельниковой Н.В. к администрации городского округа Щелково Московской области, Правительству Московской области о признании незаконным бездействия, возложение обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, представителя Правительства Московской области - Перминову А.М, поддержавшую доводы кассационной жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия
установила:
Изгагина Т.Ю, Мельникова Н.В. обратились в Щелковский городской суд Московской области к администрации городского округа Щелково Московской области, Правительству Московской области о признании незаконным бездействия, возложение обязанности устранить допущенные нарушения. В качестве способа восстановления нарушенного права просили обязать администрацию городского округа Щелково Московской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, провести работы по обеспечению земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, а также по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы и плана мероприятий комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Требования мотивировали тем, что в соответствии со статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Московской области от 01 июня 2011 года N73/2011-ОЗ, истцам были предоставлены в собственность земельные участки по адресу: "адрес", с. "адрес", "адрес"
В настоящее время на предоставленных участках из объектов инфраструктуры и инженерных коммуникаций установлены только объекты электросетевого хозяйства. Водоснабжение и водоотведение, газоснабжение отсутствуют, подъездная дорога к д. Малые Жеребцы не асфальтирована, покрыта щебенкой с многочисленными глубокими ямами, уличное освещение также отсутствует.
Предоставление многодетным семьям земельных участков в отсутствие инженерных коммуникаций и нормальной инфраструктуры делает невозможным использование предоставленных земельных участков по назначению, а именно возведение на них жилых домов и круглогодичное проживание там с малолетними детьми.
Полагают, что имеет место бездействие административных ответчиков по проведению мероприятий по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков, предоставленным гражданам, имеющим трех и более детей: на момент выделения земельные участки не были обеспечены инженерно-техническими коммуникациями, не проводились работы по обеспечению необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 26 декабря 2018 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 марта 2020 года решение Щелковского городского суда Московской области от 26 декабря 2018 года отменено в части признания незаконным бездействия Правительства Московской области и возложении обязанности на Правительство Московской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям в 2017 году в "адрес" "адрес".
В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Изгагиной Т. Ю, Мельниковой Н.В. к Правительству Московской области о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенные нарушения отказано.
В остальной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе поданной администрацией городского округа Щелково Московской области 13 июля 2020 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 21 июля 2020 года, ставится вопрос об отмене судебных актов, считает, что судами вынесены незаконные решения с нарушение норм материального права. Кроме того, указывают, что истцами пропущен срок на подачу иска.
Изгагина Т. Ю, Мельникова Н.В, представитель администрации городского округа Щелково Московской области о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, причина неявки не известна. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика.
Апелляционное определение сомнений в законности и обоснованности не вызывает, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона.
Согласно статье 6.2 Закона Московской области от 01 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" при предоставлении земельных участков многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 9 статьи 7 данного Федерального закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.
Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года N 372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
С учетом приведенных положений законодательства, суды первой и апелляционной инстанций, давая оценку действиям (бездействию) административного ответчика и установив, что обеспечение инженерными коммуникациями водоснабжения и водоотведения земельного участка, принадлежащего административным истцам, находится в компетенции органа местного самоуправления, пришел к выводу о незаконности бездействия со стороны администрации Щелковского муниципального района Московской области, поскольку ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов административных истцов, как собственников земельного участка.
Следовательно, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием (администрацией Щелковского муниципального района Московской области) в порядке решения вопросов местного значения.
Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что с момента предоставления семьям административных истцов земельных участков до момента обращения истца в суд - 22 октября 2018 года прошло более года, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.
Помимо этого, выводы судов соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09 ноября 2017 года N 2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.
Само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
При этом, судами первой и апелляционной инстанций правильно учтено, что административным ответчиком не представлено доказательств принятия действенных мер для обеспечения земельного участка, находящегося в собственности административных истцов, инженерной инфраструктурой на протяжении длительного времени, предшествующего обращению в суд.
Установив факт допущенного бездействия со стороны органа местного самоуправления, выразившегося в не разрешении вопросов местного значения, не обеспечение инженерными коммуникациями водоснабжения и водоотведения земельных участков, представленных в собственность Изгагиной Т.Ю, Мельниковой Н.В. по адресу: "адрес", с. "адрес", д. Малые Жеребцы, суд правомерно обязал администрацию Щелковского муниципального района Московской области устранить допущенное нарушение прав.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции правильно и в необходимом объеме установлены обстоятельства настоящего административного дела, правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы правовых оснований к отмене обжалуемого решения суда нижестоящей инстанции не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 11 марта 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа Щелково Московской области и - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 августа 2020 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.