Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е.
судей Скоковой Д.И, Юдиной С.В, рассмотрев гражданское дело N 2-2431/2019 по иску Бобкина Аркадия Евгеньевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, включении периода службы в налоговой полиции в выслугу лет в льготном исчислении, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии
по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 ноября 2019 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, установила:
Бобкин А.Е. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области (далее - УМВД России по Липецкой области) о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии, о включении периода работы в налоговой полиции в выслугу лет, возложении обязанности провести перерасчет пенсии.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 26 августа 2019 г. в удовлетворении исковых требований Бобкину А.Е. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 ноября 2019 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым на УМВД России по Липецкой области возложена обязанность включить Бобкину А.Е. в выслугу лет для исчисления пенсии период службы в органах налоговой полиции с 30 июля 1997 г. по 30 июня 2003 г. в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца и произвести перерасчет пенсии Бобкина А.Е. со 2 марта 2019 г.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе УМВД России по Липецкой области ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права и оставлении в силе решения Правобережного районного суда г. Липецка от 26 августа 2019 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит её подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Бобкин А.Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по "адрес" (далее - УФСНП России по "адрес"): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности следователя следственного отдела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего следователя следственного отдела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности следователя по особо важным делам следственного отдела.
Приказом ФСНП России от ДД.ММ.ГГГГ N-лс Бобкин А.Е. уволен со службы в федеральных органах налоговой полиции по пункту "е" статьи 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1 (по сокращению штатов).
Приказом УФСНП России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N-лс Бобкин А.Е. исключен из списков личного состава. Выслуга лет для назначения пенсии была исчислена в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1, и на 1 июля 2003 г. составила: календарная - 5 лет 11 месяцев 1 день, льготная - 2 года 11 месяцев 15 дней, учеба - 2 года 4 месяца 27 дней, всего 11 лет 3 месяца 13 дней.
Приказом УМВД России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N л/с Бобкин А.Е. назначен на должность старшего следователя - руководителя группы следственной группы по расследованию налоговых преступлений, непосредственно подчиненной следственному управлению УВД области, с ДД.ММ.ГГГГ по контракту.
В последующем истец проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в различных должностях.
Приказом УМВД России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N л/с Бобкин А.Е. уволен со службы с должности заместителя начальника управления - начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности следственного управления УМВД России по Липецкой области с ДД.ММ.ГГГГ по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Выслуга лет в календарном исчислении составила 23 года 10 месяцев 11 дней, в льготном исчислении 28 лет 8 месяцев 8 дней, о чем 12 марта 2019 г. Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области истцу выдана справка.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о включении периода службы в налоговой полиции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца и возложении на УМВД России по Липецкой области обязанности по перерасчету пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что для бывших сотрудников налоговой полиции, продолживших службу в органах внутренних дел, включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет в льготном исчислении времени службы в этих органах в силу закона допускалось только в случае перевода из налоговой полиции в органы внутренних дел, а Бобкин А.Е. продолжил службу в органах внутренних дел не в порядке перевода, а в общем порядке, поскольку был уволен из органов налоговой полиции по сокращению штата, получив соответствующие льготы и компенсации.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда, сославшись на положения части 1 статьи 38, статьи 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт "а" статьи 1, статей 11, 14, части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пункта 1, подпункта "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", исходила из того, что служба Бобкина А.Е. в УФСНП России по Липецкой области, определённая самим органом налоговой полиции как служба, дающая право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, свидетельствует о прохождении истцом службы в должностях оперативного состава и других должностях при участии в оперативно-розыскной деятельности органов налоговой полиции.
Указав, что нормативно-правовое регулирование, применённое судом первой инстанции при рассмотрении дела, не содержит запрета на льготный порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии в случае поступления на службу в органы внутренних дел не в порядке перевода из федеральных органов налоговой полиции, а по иным основаниям, полагая, что из буквального толкования пункта 1 (2) постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, а также части 5 статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" следует, что выслуга лет для сотрудников налоговой полиции должна быть исчислена в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (то есть по нормам, установленным данным положением), и в этом случае она не подлежит перерасчёту, судебная коллегия Липецкого областного суда пришла к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г, пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1).
На основании пункта "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Статья 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определяет периоды, которые подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел.
Во исполнение абзаца 3 статьи 18 вышеназванного Закона 22 сентября 1993 г. принято постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 (2) указанного постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941 в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации помимо периодов, указанных в пунктах 1 и 1 (1) данного постановления, засчитываются служба, время работы и иные периоды, включенные в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, исчисленные в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N4331-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в органы внутренних дел в порядке перевода.
В силу подпункта "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации была упразднена с 1 июля 2003 г.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" за лицами, уволенными со службы в федеральных органах налоговой полиции и принятыми на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода в соответствии с настоящей статьей, сохраняются сроки выслуги в имевшихся у них специальных званиях, которые учитываются при присвоении им очередных специальных званий (классных чинов, квалификационных разрядов).
Выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывалась в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Таким образом, для бывших сотрудников налоговой полиции, в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, продолживших службу в органах внутренних дел в порядке перевода, подлежало включению в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 декабря 2019 г. N 3381-О указал на то, что закрепленное частью пятой статьи 54 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" правило о зачете выслуги лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции в данных органах в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме позволяет указанной категории граждан сохранить имеющуюся выслугу при переводе в другие государственные органы, а также обеспечивает реализацию их права на пенсионное обеспечение, позволяя увеличивать выслугу для назначения пенсии данным лицам, и не может рассматриваться как нарушающее их права.
Судом апелляционной инстанции при удовлетворении требований Бобкина А.Е. о включении периода службы в налоговой полиции с 30 июля 1997 г. по 30 июня 2003 г. в выслугу лет в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца и о возложении обязанности по перерасчету пенсии не учтено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ принят на службу в органы внутренних дел не в порядке перевода, а в общем порядке, поскольку был уволен из органов налоговой полиции пункту "е" статьи 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1 (по сокращению штатов).
Данные обстоятельства являлись предметом судебной проверки суда первой инстанции, который пришел к обоснованному выводу о том, что часть 5 статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" на спорные правоотношения не распространяется.
Указанный вывод суда первой инстанции вследствие неправильного применения к спорным отношениям норм материального права судом апелляционной инстанции опровергнут не был.
Ввиду изложенного у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, обоснованно отказавшего в удовлетворении заявленных истцом требований.
С учетом приведенных обстоятельств апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального права, что согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 ноября 2019 г. отменить. Оставить в силе решение Правобережного районного суда г. Липецка от 26 августа 2019 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.