Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Скоковой Д.И.
судей Юдиной С.В, Сосновской К.Н.
с участием прокурора Пирожниковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании дело 2-2302/2019 по иску Пронина Евгения Петровича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании единовременного пособия с учетом индексации
по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области
на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 16 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 4 декабря 2019 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, заключения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пирожниковой Н.А, полагавшей кассационную жалобу истца обоснованной и подлежащей удовлетворению, установила:
Пронин Е.П. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области (далее - УМВД России по Липецкой области), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) о взыскании единовременного пособия с учетом индексации.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 16 сентября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 4 декабря 2019 г, требования Пронина Е.П. удовлетворены. С УМВД России по Липецкой области в пользу истца взыскано единовременное пособие с учетом индексации в размере 2755317, 45 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, УМВД России по Липецкой области просит об отмене названных судебных постановлений ввиду допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального права и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Пронин Е.П. проходил службу в Управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Липецкой области (далее - УФСКН по Липецкой области) в должности начальника оперативной службы.
ДД.ММ.ГГГГ Пронин Е.П. получил "данные изъяты" травму, "данные изъяты". По данному факту была проведена служебная проверка, в заключении по результатам которой сделан вывод о получении истцом травмы при исполнении служебных обязанностей.
В соответствии со свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ N, выданным гарнизонной военно-врачебной комиссией поликлиники (г. Липецк) структурного подразделения ФГУ "1586 ОВКГ МВО" МО РФ, у Пронина Е.П. установлено заболевание, полученное в период военной службе, и военная травма, Пронин В.Е, занимавший должность начальника оперативной службы УФСКН России по Липецкой области, признан ограниченно годным к военной службе и негодным к службе в должности начальника оперативной службы УФСКН России по Липецкой области.
Приказом начальника УФСКН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N л/с Пронин Е.П. уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 9 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (по состоянию здоровья на основании медицинского заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах наркоконтроля).
ДД.ММ.ГГГГ Пронину Е.П. впервые была установлена инвалидность "данные изъяты" группы по причине "военная травма" сроком на один год. При последующих освидетельствованиях ему устанавливалась третья группа инвалидности по причине "военная травма". С ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" группа инвалидности по причине "военная травма" установлена истцу бессрочно.
22 августа 2018 г. Пронин Е.П. обратился в УМВД России по Липецкой области с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие военной травмы на основании части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением комиссии УМВД России по Липецкой области по вопросам выплаты единовременных пособий и сумм возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, оформленным протоколом от 25 сентября 2018 г. N 9, бывшему сотруднику УФСКН России по Липецкой области Пронину Е.П. отказано в назначении выплаты ежемесячной денежной компенсации вреда здоровью по полученной военной травме, исходя из оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением коэффициента 0, 3, поскольку Пронин Е.П. проходил службу в органах наркоконтроля, для распространения нормы Федерального закона "О полиции" в части выплаты единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации правовых оснований не имеется.
Пронин Е.П. обратился в суд с иском к УМВД России по Липецкой области о взыскании ежемесячной денежной компенсации и единовременного пособия.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 31 января 2019 г. в удовлетворении исковых требований Пронину Е.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 апреля 2019 г. указанное решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований о взыскании ежемсячной денежной компенсации; с УМВД России по Липецкой области в пользу Пронина Е.В. взыскана ежемесячная денежная компенсация за период с 14 июня 2016 г. по 30 апреля 2019 г. в сумме 493005, 60 руб. и по 14250, 60 руб. ежемесячно, начиная с 1 мая 2019 г. до изменения условий, влияющих на размер выплат. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
При этом отказ в удовлетворении требований о взыскании единовременного пособия мотивирован тем, что истец ни в 2016 году, ни в 2018 году не обращался в УМВД России по Липецкой области с заявлением о выплате этого пособия.
12 апреля 2019 г. Пронин Е.П. обратился в специальную комиссию по вопросам выплат сотрудникам органов внутренних дел в счет возмещения вреда здоровью УМВД России по Липецкой области о выплате единовременного пособия с учетом индексации в размере 2717313, 82 руб. на основании части 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Письмом от 8 мая 2019 г. N истцу сообщено, что его заявления о выплате единовременного пособия и назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие военной травмы ранее в 2016 году и в 2018 году уже рассматривались на заседаниях комиссии УМВД России по Липецкой области по вопросам выплаты единовременных пособий и сумм возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, положительное решение по существу обращений не принято, Пронину Е.П. дан ответ о том, что в связи с прохождением службы в органах наркоконтроля применить нормы Федерального закона "О полиции" в части выплаты единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации в данном случае не представляется возможным, поскольку правовые основания для этого отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Пронина Е.П. в удовлетворении требований к УМВД России по Липецкой области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании единовременного пособия с учетом индексации, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Пронин Е.П. как гражданин, уволенный со службы в органах наркоконтроля, получивший при исполнении служебных обязанностей повреждение здоровья, исключающее возможность дальнейшего прохождения службы, и признанный инвалидом третьей группы вследствие военной травмы, обратился в УМВД России по Липецкой области с заявлением о выплате единовременного пособия, представив документы, перечень которых предусмотрен пунктом 22 Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 2012 г. N 590, и пришли к выводу о том, что истец реализовал заявительный порядок, и у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в назначении ему единовременного пособия с учетом индексации.
При этом судами со ссылкой на часть 26 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" отклонены доводы ответчиков о том, что на момент увольнения из УФСКН России по Липецкой области Пронин Е.П. не являлся сотрудником полиции, у него не возникло право на получение единовременной выплаты, а МВД России приняло на себя уже существовавшие обязательства ФСКН России, нормами действующего законодательства о полиции не предусмотрена возможность выплаты единовременной денежной компенсации в связи с причинением вреда здоровью бывшим сотрудникам и лицам, уволенным из органов наркоконтроля.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального права ввиду следующего.
Пронин Е.П. проходил службу в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, деятельность которой регулировалась Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (далее - Положение о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976.
Пунктом 2.1 (введен Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 552 "О внесении изменений в Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 613") Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ определено, что денежное довольствие сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах наркоконтроля, обеспечение жилыми помещениями и медицинское обеспечение сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах наркоконтроля, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также предоставление им иных социальных гарантий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и названным Положением.
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2013 г. согласно части 1 статьи 20 этого же закона, установлены страховые гарантии сотрудникам и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе единовременного пособия.
Согласно части 4 статьи 12 названного Федерального закона при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 названной статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, приведенной в части 5 названной статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Во исполнение положений части 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ приказом ФСКН России от 22 мая 2013 г. N 218 утверждены Правила выплаты в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, установленных частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил единовременное пособие выплачивается при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах наркоконтроля.
Выплата единовременного пособия в случае гибели сотрудника, единовременного пособия в случае получения сотрудником повреждения здоровья и ежемесячной денежной компенсации производится после исключения сотрудников из списков личного состава органов наркоконтроля (пункт 12 Правил).
Порядок обращения сотрудника органа наркоконтроля за выплатой единовременного пособия в случае получения сотрудником повреждения здоровья в орган, в компетенции которого находится разрешение данного вопроса, определен пунктом 16 Правил.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункты 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
В связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", частью 26 статьи 33 которого установлено, что выплаты, предусмотренные частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не выплаченные членам семей погибших (умерших) сотрудников наркоконтроля, сотрудникам упраздненной службы наркоконтроля, получившим увечье или иное повреждение здоровья, исключившие возможность дальнейшего прохождения службы, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах наркоконтроля, назначаются и производятся в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Из изложенных нормативных положений следует, что условия и порядок возмещения вреда здоровью, причиненного сотруднику органов по контролю за оборотом наркотических средств в связи с выполнением служебных обязанностей, урегулирован Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 г.
Единовременное пособие, предусмотренное частью 4 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по своей правовой природе выступает наряду с обязательным государственным страхованием элементом особого публично-правового механизма возмещения вреда пострадавшим сотрудникам, проходившим службу в учреждениях и органах, указанных в данном Федеральном законе, и является дополнительной социальной гарантией, предоставляемой в случае невозможности продолжения ими службы в связи с получением телесных повреждений при исполнении служебных обязанностей.
Законодатель, действуя в рамках дискреции, предусмотрел, что правовое регулирование, установленное названным Федеральным законом, применяется с 1 января 2013 года (часть 1 статьи 20 данного Федерального закона), что соответствует общему принципу действия закона на будущее время (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1661-О).
В ходе рассмотрения настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций положения приведенных норм материального права не применены, не рассмотрен вопрос о действии во времени Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, которым впервые были установлены условия и порядок возмещения вреда здоровью, причиненного сотруднику органов по контролю за оборотом наркотических средств в связи с выполнением служебных обязанностей.
В обжалуемых судебных постановлениях не приведены обстоятельства, в силу которых судебные инстанции пришли к выводу о возможности придания обратной силы действующему в настоящее время правовому регулированию и о распространении части 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ на правоотношения, возникшие в связи с получением истцом военной травмы, исключающей возможность дальнейшего прохождения службы, в 2010 году и увольнением его со службы в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области в 2011 году, то есть до принятия и вступления в законную силу указанного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание, что приведенные выше требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела выполнены не были, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 4 декабря 2019 г. нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 4 декабря 2019 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.