Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Рыжова В.М, Шабановой О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антохина Ю. Г. к Фокинской районной администрации города Брянска, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на выделение социальных выплат, признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, по кассационной жалобе Антохина Ю. Г. на решение Фокинского районного суда города Брянска от 30 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 августа 2019 года, заслушав доклад судьи Шабановой О.Н, судебная коллегия
установила:
Антохин Ю.Г. обратился в суд с иском к Фокинской районной администрации города Брянска, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на выделение социальных выплат, признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным.
Решением Фокинского районного суда города Брянска от 30 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Антохиным Ю.Г. ставится вопрос об отмене указанных судебных актов, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что Антохин Ю.Г. родился ДД.ММ.ГГГГ в селе "адрес" Брянской области. Проживал на территории указанного населенного пункта с 17 июля 1987 года по 31 января 1998 года, с 3 ноября 2002 года по 24 октября 2006 года, с 29 октября 2008 года по 25 июня 2014 года.
Согласно удостоверению от 18 августа 2014 года, истец имеет статус выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение.
Антохин Ю.Г. не имеет жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего ему на праве собственности. Истец зарегистрирован и проживает с 25 июня 2014 года по адресу: город Брянск, "адрес", где пользуется одной комнатой на основании договора найма.
4 сентября 2014 года истец обратился в Фокинскую районную администрацию города Брянска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на состав семьи один человек по основанию отсутствия жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности, как выехавший добровольно из зоны проживания с правом на отселение.
Распоряжением Фокинской районной администрации города Брянска от 10 сентября 2014 года N 251-р Антохин Ю.Г. включен в очередь на получение жилой площади по договору социального найма.
Как следует из письма Фокинской районной администрации города Брянска от 05 июля 2016 года N/955, во исполнение поручения Департамента строительства и архитектуры Брянской области (письмо от 22 июня 2016 года N1802-ДС) при формировании списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных законодательством на 2015-2020 годы" федеральной целевой программы "Жилище", истец в данный список включен не будет, поскольку предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также, родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со статьями 32, 33 и 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Данное решение было принято на заседании комиссии по жилищным вопросам при Фокинской районной администрации города Брянска от 05 июля 2016 года, о чем свидетельствует выписка из протокола заседания комиссии N 36.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 49, 52, Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями части 1 статьи 13, статьи 17, части 2 статьи 22, статьи 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суды исходили из того, что Антохин Ю.Г. не достиг возраста, дающего право выхода на пенсию и, соответственно, на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением.
Вопреки доводам кассационных жалоб судебная коллегия соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на исследованных доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, с учетом положений закона, подлежащих применению по данному делу.
Так, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлены территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые подразделяются на зону отчуждения, зону отселения, зону проживания с правом на отселение, зону проживания с льготным социально-экономическим статусом (статья 7).
Указанным Законом также определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в том числе, граждане, эвакуированные (в том числе добровольно выехавшие) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития (пункт 6 части 1 статьи 13); выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11 части 1 статьи 13).
Каждая из названных в законе категорий граждан обладает различным льготным статусом.
Согласно статье 33 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244 указанные граждане приобретают право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходя из срока проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы (часть 2 статьи 22).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.
Подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, определено, что право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС".
Подпунктом "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" установлено, что разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных утвержденными данным Постановлением Правилами, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.
Из разъяснений, изложенных в письме Минстроя России от 06.03.2015 N 6348-ЕС/05 следует, что предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации.
Пунктом 5.1 "Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (письмо Минстроя России от 07.08.2017 N28068-ЕС/05) разъяснено, что согласно положениям абзаца 2 статьи 22 Закона N 1244-1, граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства могут претендовать на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) только при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
При этом, в соответствии со статьей 22 Закона N 1244-1 исключение из указанной нормы предусмотрено для граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1, а именно эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития".
Таким образом, ограничения на получение мер социальной поддержки (в том числе, на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы), предусмотренные статьей 22 Закона N 1244-1, распространяются только на граждан, указанных в пункте 11 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1: "Граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы".
Антохин Ю.Г. родился ДД.ММ.ГГГГ в зоне проживания с правом на отселение и относится по своему статусу к категории граждан, указанных в пункте 11 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1.
Следовательно, на истца распространяются ограничения на получение мер социальной поддержки, в том числе, на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы.
Соответственно, такое право у Антохина Ю.Г. возникнет после достижения пенсионного возраста с учетом его уменьшения на основании статьи 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС".
Поскольку Антохин Ю.Г. был рожден на территории зоны проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 года, то по объему прав он не может относиться к гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, а именно: "эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития".
На момент аварии на ЧАЭС истец не проживал и не находился в состоянии внутриутробного развития на территории зоны отселения, то есть, не пострадал в равной мере с гражданами, которые на момент аварии проживали на указанных территориях и подверглись максимальному воздействию радиации.
Иные доводы кассационных жалоб являлись предметом тщательной проверки судов при разрешении настоящего спора и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемых судебных актах, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Само по себе несогласие заявителей с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фокинского районного суда города Брянска от 30 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Антохина Ю. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Подпись
Судьи Подписи
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Шабанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.