Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи кассационную жалобу ФИО4 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 30 октября 2019 года по административному делу по административному иску ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", регистратору ФИО3, администрации Медвединского сельского поселения Жириновского муниципального района "адрес" о признании незаконными действия, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
ФИО4 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. Требования административного иска мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" (Межмуниципальный отдел по Жирновскому, Руднянскому и "адрес"м) уведомило её об отказе в государственной регистрации права на земельный участок, площадью 4097 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", промышленная зона N, на котором расположено здание склада, площадью 531, 8 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом "адрес" ей было отказано в удовлетворении исковых требований о признании права собственности со ссылкой на тот факт, что право собственности фактически возникло до вступления в силу ГК РФ и Закона о регистрации недвижимости, спорный земельный участок был предоставлен административному истцу для строительства зерносклада, зерносклад был возведён за счёт собственных средств и учтён в органах технической инвентаризации, доказательством чему является кадастровый учёт спорного участка и зерносклада. Образуемый участок под зерноскладом выделен из участка, площадью 2 га, предоставленного КХ ФИО6, что ранее подтверждала Администрация Жирновского муниципального района.
Постановлением администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ в собственность КХ ФИО6 был передан земельный участок под возведенным складом, а также другими объектами недвижимости, площадью 2 га. Порядок, установленный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" распространялся на те объекты производственного назначения, которые строились за счет централизованных капитальных вложений, выделенных министерствам и ведомствам. На баланс КХ ФИО6 поставило спорный объект в 1992 году учитывало его как основное средство с 1992 года в налоговой отчетности. Полагает, что администрация Медведицкого сельского поселения и Администрация Жирновского муниципального района представляют Росреестру заведомо ложные сведения о земельном участке площадью 4097 кв.м. с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", промышленная зона N, в связи с чем, ей отказывают в регистрации права на спорное недвижимое имущество. Просила признать действия ответчиков незаконными и возложить на них обязанность устранить допущенные нарушения.
Решением Жирновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено частично. Судом признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" (Межмуниципальный отдела по Жирновскому, Руднянскому и "адрес"м) и регистратора ФИО3 Мухтар кызы, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению в ЕГРН сведений о правообладателе ? ФИО4 на земельный участок площадью 4097 кв.м, с кадастровым номером ФИО11, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", промышленная зона N. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" произвести регистрацию права собственности ФИО4 на основании предоставленных ею на регистрацию документов на земельный участок площадью 4097 кв.м, с кадастровым номером ФИО12, расположенный по адресу: "адрес", промышленная зона N.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Жирновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части: удовлетворения административных требований ФИО4 о признании незаконными действий действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" (Межмуниципальный отдела по Жирновскому, Руднянскому и "адрес"м) и регистратора; отменил обязанность устранить допущенные нарушения. В остальной части решение Жирновского районного суда "адрес" оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 ставит вопрос об отмене апелляционного определения, вынесенным незаконно с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя ФИО4 по доверенности ФИО10, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" по доверенности ФИО7 судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Согласно статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", п. 3 ст. 1 "Государственная регистрация прав на недвижимое имущество ? юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав), п.4. "Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости", п.5. "Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке", п.6. "Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения", п.7. "Государственный кадастровый учет недвижимого имущества ? внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет)".
В соответствии с ч.1 ст.14 данного Федерального закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 2, 4 ст. 14 указанного закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с:
1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в п.1 ч.5 настоящей статьи; 2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в п.8-10 ч.5 настоящей статьи; 5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; 6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона".
Статья 26 названного Закона содержит перечень оснований и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно ст. 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в многофункциональный центр с заявлениями о государственной регистрации права собственности на спорные объекты обратилась ФИО4 В качестве документов-оснований для осуществления государственной регистрации прав на спорные объекты недвижимости ею были представлены следующие документы: постановление администрации Медведицкого сельсовета "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании размещения земельного участка главе КХ ФИО6 и о разрешении проектирования зерносклада в северо-восточной части села Медведицкое на площади 0, 5 га; постановление администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче в собственность земельного участка под объектами недвижимости", которым в собственность КХ ФИО6 был передан земельный участок, занимаемый объектами недвижимости (производственные помещения, стоянка сельскохозяйственной техники) из земель Медведицкой сельской администрации в черте населенного пункта "адрес", площадью 2 га; решение Арбитражного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, к представленным заявлениям о государственной регистрации не были приложены документы, которые подтверждают наличие либо возникновение права собственности на объект недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения данного права, которые в соответствии с п. 1, 8 ч.2 ст.14 Закона являются основанием для осуществления государственной регистрации права собственности.
С целью получения дополнительных сведений, необходимых для государственной регистрации права, административным ответчиком были направлены межведомственные запросы в администрацию Жирновского муниципального района "адрес", администрацию Медведицкого сельского поселения Жирновского муниципального района "адрес". ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности на объект была приостановлена в соответствии с п. 9 части 1 статьи 26 Закона.
Согласно ответу администрации Жирновского муниципального района "адрес", постановлением администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ в собственность КХ ФИО6 был передан земельный участок, занимаемый объектами недвижимости (производственные помещения, стоянка сельскохозяйственной техники) из земель Медведицкой сельской администрации в черте населенного пункта "адрес", площадью 2 га. Согласно п. 2 постановления Комитету по земельным ресурсам необходимо произвести установление границ участка в натуре и выдать свидетельство на право собственности. Однако постановление не содержит сведений о подробном описании участка, позволяющих идентифицировать конкретную территорию. Кроме того, указано, что земельный участок площадью 0, 5 га в собственность КХ ФИО6 не передавался.
Согласно ответу администрации Жирновского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в администрации отсутствуют государственные акты о праве собственности либо ином праве, на земельный участок под складом, принятые в отношении КХ ФИО6
Из поступивших ответов на межведомственные запросы не представилось возможным установить факт возникновения права собственности у ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Документы, которые подтверждают наличие, возникновение права в соответствии с действующим законодательством, необходимые для проведения государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости, заявителем в течение срока приостановления государственной регистрации представлены не были.
ДД.ММ.ГГГГ истек срок приостановления государственной регистрации, вместе с тем, причины приостановления устранены не были.
ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ФИО4 было отказано в государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости.
При наличии причин, препятствующих государственной регистрации прав и не устраненных в течение срока приостановления государственной регистрации, государственный регистратор в соответствии со статьей 27 Закона о регистрации, законно и обоснованно принял решение об отказе в осуществлении государственной регистрации прав, поскольку отсутствие правоустанавливающих документов является препятствием к осуществлению государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости.
При этом, государственный регистратор правильно руководствовался положениями статьи 40 Закона о регистрации, согласно которым государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, осуществляется одновременно с регистрацией права заявителя на такой земельный участок (ч.1); основанием для осуществления государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение является в том числе правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости (ч.10).
Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок является препятствием к осуществлению государственной регистрации прав как на земельный участок, так и на созданный на этом земельном участке объект недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, о том, что решение об отказе ФИО4 в государственной регистрации прав на спорные объекты недвижимости является мотивированным и обоснованным, принято административным ответчиком в соответствии с нормами действующего законодательства. При принятии решения об отказе в государственной регистрации нарушений норм законодательства в рамках, возложенных на него полномочий, Управлением не допущено.
Также суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции, что в настоящее время у ФИО4 отсутствуют правовые основания для получения спорных земельных участков в собственность по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ КХ ФИО4 прекращено. Согласно сведениям, содержащихся в ЕГРЮЛ, в состав КХ ФИО4 входило 24 участника. Между тем, соглашение о разделе имущества между членами крестьянского хозяйства на государственную регистрацию объектов недвижимости, входящих в состав крестьянского хозяйства, отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.
В соответствии со ст. 258 ГК РФ при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254 настоящего Кодекса.
Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным ГК РФ и земельным законодательством.
Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.
В случаях, предусмотренных настоящей статьей, доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с апелляционным определением по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобу, представление в пределах указанных в них доводов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 30 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.