Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя МВД по Республике ФИО1 по доверенности ФИО10 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 4 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 4 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к МВД по Республике ФИО1 о признании незаконным отказа в выдаче справок о реабилитации и понуждении к совершению определё ФИО4 действий, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
ФИО2 обратилась в Феодосийский городской суд Республики ФИО1 с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточненных требований, просила признать незаконным отказ в выдаче справки о реабилитации в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О реабилитации жертв политических репрессий" в отношении Абкаимовой Наджие, 1939 года рождения, и Меджитова Расима, 1939 года рождения.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что родители
ФИО2 Абкаимова Наджие, 1939 года рождения и Меджитов Расим, 1939 года рождения, в 1944 году на основании решения государственных органов и в числе лиц разных национальностей (греки, крымские татары, армяне, болгары и др.) подверглись насильственному выселению. ФИО2 обратилась в МВД по Республике ФИО1 для получения справок о реабилитации в отношении своих родителей, однако в выдаче справки о реабилитации в отношении матери Абкаимовой Наджие было отказано письмом.
Решением Феодосийского городского суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ФИО2 удовлетворено частично; признано незаконным и отменено мотивированное письмо от ДД.ММ.ГГГГ 14/М-217 об отказе в выдаче справки о реабилитации в отношении Абкаимовой Наджие; на Отдел архивной информации и реабилитации ИЦ МВД по Республике ФИО1 возложена обязанность провести повторную проверку по заявлению ФИО2
N М-217 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче справки о реабилитации в отношении Абкаимовой Наджие; на Отдел архивной информации и реабилитации ИЦ МВД по Республике ФИО1 возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также ФИО2 об исполнении решения по административному делу; в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании незаконным отказа в выдаче справки о реабилитации в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О реабилитации жертв политических репрессий" в отношении Меджитова Расима, 1939 года рождения, отказано; с МВД по Республике ФИО1 в пользу ФИО2 взыскано 300, 00 рублей в счет уплаты государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ решение Феодосийского городского суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ изменено. Второй абзац резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Признать незаконным отказ, изложенный в письме Министерства внутренних дел по Республике ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N/М-217, в выдаче в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О реабилитации жертв политических репрессий" ФИО2 справки о реабилитации в отношении Абкаимовой Наджие; дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания: "Восстановить ФИО2 срок обращения в суд с административным исковым заявлением к МВД по Республике ФИО1, Отделу архивной информации и реабилитации ИЦ МВД по Республике ФИО1, заинтересованное лицо - врио начальника ИЦ МВД по Республике ФИО1 ФИО5, о признании незаконным отказа в выдаче справок о реабилитации и возложении обязанности совершить определенные действия". В остальной части решение Феодосийского городского суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель МВД по Республике ФИО1 просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении административного иска отказать.
Административный ответчик выражает не согласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции. По его мнению, судами были допущены существенные нарушения в применении норм процессуального и материального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель административного истца по доверенности ФИО9, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, решения судов первой и апелляционной инстанции оставить без изменения. Кроме того, в письменных возражениях на кассационную жалобу поясняет, что МВД по Республики ФИО1 в адрес ФИО2 направлена справка N М-217 от ДД.ММ.ГГГГ о реабилитации Абкаимовой Наджие, которой последняя признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, родителями ФИО2, являются Меджитов Расим и Абкаимова Наджие, что подтверждается соответствующим свидетельством о рождении.
Согласно справке N, выданной ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД Украины в АР ФИО1, усматривается, что Абкаимова Наджие, в 1944 году на основании решения государственных органов и в числе лиц разных национальностей подверглась насильственному выселению из "адрес"; при выселении семья состояла из следующих лиц: мать - Абкаимова Шемсие, дочь - Абкаимова Наджие, дочь - Абкаимова Лемира.
С 1944 года по 1956 год семья Абкаимовых состояла на учете спецпоселений с ежемесячной отметкой в спецкомендатуре, осуществляющей надзор за всеми гражданами спецпоселения. В 1956 году, ограничения по спецпоселению были сняты, семья Абкаимовых со спецпоселения была освобождена. Основание выдачи справки - фонд N, арх. карт. N.
Из архивной справки N, выданной ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД Украины в АР ФИО1, усматривается, что Меджитов Расим, в 1944 году на основании решения государственных органов и в числе лиц разных национальностей подвергся насильственному выселению. При выселении семья состояла из следующих лиц: мать - Асанова Гулизар, сын - Меджитов Расим. С 1944 года по 1956 год семья состояла на учете спецпоселений с ежемесячной отметкой в спецкомендатуре, осуществляющей надзор за всеми гражданами спецпоселения. В 1956 году они освобождены из спецпоселения в соответствии с Указом ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ. Основание выдачи справки - фонд N, арх. дело N УВД "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Отдел архивной информации и реабилитации ИЦ МВД по Республике ФИО1 с заявлением о выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий в отношении своих родителей, которое было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ под N, М-217. В выдаче такой справки в отношении матери ей было отказано.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был дан ответ, которым ей было разъяснено, что для решения вопроса о реабилитации необходимо предоставить заверенные копии: паспорта, свидетельства о рождении, актовой записи о браке, свидетельства о рождении матери, свидетельства о рождении отца, свидетельства о смерти матери и свидетельства о смерти отца.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Согласно статье 1.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
При этом согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется: на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года; на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД - МГБ - МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам); на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте "в" статьи 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры.
Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки (статья 7 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий").
Приказом от 23 ноября 2011 года N1165 МВД России утвержден Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24 апреля 2018 года N1100-О, определяя исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий и подлежащих представлению заявителем, данный Административный регламент закрепляет, что предоставление названной государственной услуги осуществляется на основании заявления репрессированного, а равно лица, указанного в пункте 3 Административного регламента, или общественной организации по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя в информационный центр (пункт 15).
Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов и которые заявитель вправе представить, в соответствии с которым в целях сокращения сроков исполнения заявления заявитель вправе предоставить архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии), подтверждающие факт применения политической репрессии в административном порядке к лицу, полученные от иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 19).
Основаниями же для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий признается отсутствие: правовых оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий; архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке; политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу (пункт 22 указанного Административного регламента).
При этом в пункте 11 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий указано, что при проведении проверки факта применения политической репрессии к конкретному лицу ответственный за предоставление государственной услуги ИЦ, в случае необходимости, вправе запрашивать сведения, архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии) из территориальных органов МВД России на региональном уровне, органов федеральной службы безопасности, органов прокуратуры и других государственных архивов и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР.
Пунктом 17 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий предусмотрено, что при обращении родственника репрессированного к заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность; доверенность от имени репрессированного, выданная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на ознакомление его родственников с запрашиваемой в отношении него информацией либо документ (копия), подтверждающий факт смерти репрессированного; документ (копия), подтверждающий родственные отношения с репрессированным.
Пунктом 19 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий прямо установлен запрет требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представления или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Установив обстоятельства отказа в выдаче запрашиваемой справки и проанализировав приведённые нормы Закона и административного регламента суды первой и апелляционной инстанции, обоснованно пришли к выводу о том, что такой отказ со стороны ИЦ МВД по Республики Крым был неправомерен.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение апелляционной второй инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 4 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 4 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.