Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Серегина Р.В. на постановление заместителя руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N **** от 25 июля 2019 года, на решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 03 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "ГЭС-Эксплуатация" Серегина Р.В., установил:
постановлением заместителя руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N **** от 25 июля 2019 года генеральный директор ООО "ГЭС-Эксплуатация" Серегин Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, Серегин Р.В. подал на него жалобу в Басманный районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 03 февраля 2020 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд Серегин Р.В. обжалует приведенные выше акты должностного лица ЦУ Ростехнадзора и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина заявителя во вмененном ему административном правонарушении не доказана, также не доказано наличие причинно-следственной связи между выявленными Ростехнадзором нарушениями и неисполнением или ненадлежащем исполнением Серегиным Р.В. своих должностных обязанностей; при рассмотрении настоящего дела не учтено, что проверка должностными лицами административного органа проводилась в отношении юридического лица ООО "ГЭС-Эксплуатация", а не в отношении генерального директора; не представлены доказательства наличия в действиях должностного лица таких нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, которые являются грубыми, несут непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан; в установленном порядке должностными лицами заявитель не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела, в связи с чем нарушено его право на защиту; судьей районного суда не учтено решение судьи Бутырского районного суда от 10 декабря 2019 года, которым постановление заместителя руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04 октября 2019 года в отношении ООО "ГЭС-Эксплуатация" по ч.3 ст.9.1 КоАП РФ по тем же обстоятельствам отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании Московского городского суда Серегин Р.В. в полном объеме поддержал доводы поданной жалобы, настаивал на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения заявителя, оснований для отмены или изменения оспариваемые акты должностного лица и судьи районного суда не имеется ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ наступает за 3. грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 1 Примечания к ст. 9.1 КоАП РФ, под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безоп асности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере деятельности в области промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.
Статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрено, что промышленной безопасностью опасных производственных объектов признается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В пункте 1 статьи 3 того же Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ указано на то, что требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Такие требования установлены, в частности, в статьях 9 и 11 вышеназванного Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ, по смыслу которых организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Также Приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 года N542 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", в соответствии с пунктами 4 и 9 которых, эксплуатация, техническое перевооружение, ремонт, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и настоящих Правил; организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации).
Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации; в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ "1".
Согласно подп. "а", "в", "е", "и", "т", "у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 492, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются а) наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, применяемых на объектах;
в) принятие в соответствии с техническими регламентами мер по обеспечению безопасности технических устройств, применяемых на объектах, предусмотренных обоснованиями безопасности указанных технических устройств, а также мер по обеспечению безопасности технических устройств, предусмотренных их руководствами (инструкциями) по эксплуатации, в том числе при вводе их в эксплуатацию, использовании по прямому назначению, техническом обслуживании, всех видах ремонта, периодическом диагностировании, испытании, перевозке, упаковке, консервации и хранении, в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; е) допуск к работе на объектах лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе, в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; и) осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; т) соблюдение требований к регистрации эксплуатируемых объектов в государственном реестре в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; у) эксплуатация объектов в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", а также требованиями, установленными в обоснованиях безопасности объектов, - в случае, если деятельность осуществляется
лицензиатом с применением обоснования безопасности объекта;
Исходя из положений пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" от 10 марта 1999 N 263, эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации; положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица); заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица) копия положения о производственном контроле представляется в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по месту нахождения опасных производственных объектов, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, - также в эти федеральные органы исполнительной власти.
Статьями 11, 14 и 14.1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 N 263 предусмотрено, что р аботник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности; б) разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации; в) проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах; г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и специальной оценки условий труда; д) организовывать разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности; е) организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности; ж) участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев; з) проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету; и) организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности; к) участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования; л) доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами; м) вносить руководителю организации предложения: о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности; об устранении нарушений требований промышленной безопасности; о приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников,
или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде; об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности; о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности; н) проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности; эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы; сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 01 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
Приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2017 года N485 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", в соответствии с п.2.1.8 и 2.1.9 которых, перечень газоопасных работ разрабатывается руководителем структурного подразделения (производство, цех, отделение, установка, участок), согласовывается с собственной профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), аттестованной на ведение газоопасных работ либо с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), с которой заключен договор на обслуживание (далее - ГСС), со службой производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности или с лицами, назначенными ответственными за осуществление производственного контроля; руководитель эксплуатирующей организации внутренними документами организации определяет структурные подразделения, на которые возложены полномочия по согласованию перечня газоопасных работ; перечень газоопасных работ должен быть утвержден руководителем эксплуатирующей организации или его уполномоченным заместителем, либо руководителем филиала (дочернего общества) эксплуатирующей организации.
Перечень газоопасных работ следует пересматривать и переутверждать в сроки, определенные внутренними документами эксплуатирующей организации, но не реже одного раза в год, а также при изменении технологического процесса и технологической схемы производства; перечни газоопасных работ должны храниться в структурных подразделениях и в подразделениях, согласовывающих наряды-допуски на проведение газоопасных работ; допускается хранение перечней газоопасных работ в электронной базе данных эксплуатирующей организации; список ответственных за подготовку и проведение газоопасных работ лиц эксплуатирующей организации должен быть утвержден руководителем эксплуатирующей организации или его уполномоченным заместителем, либо руководителем филиала (дочернего общества); список лиц, ответственных за безопасное проведение газоопасных работ подрядной организации, должен быть утвержден руководителем подрядной организации и направлен в организацию заказчика; списки ответственных лиц эксплуатирующей и подрядной организаций допускается хранить в электронной базе данных эксплуатирующей организации.
В соответствии с пунктом 26 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых Приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 N 495, л ица, не прошедшие аттестацию (проверку знаний), должны пройти ее повторно в сроки, установленные аттестационной комиссией; лица, не прошедшие аттестацию, могут обжаловать решения аттестационной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения на основании распоряжения руководителя ЦУ Ростехнадзора от 17 мая 2019 года N1270-пр плановой выездной проверки с целью контроля за соблюдением лицензионных требований по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности, требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта ООО "ГЭС-Эксплуатация", находящегося по адресу: ****, имеющего лицензию N **** от 15 сентября 2014 года на осуществление эксплуатации сети газоснабжения, в том числе межпоселковой, III класса опасности, регистрационный номер ****, в состав которой входит газопровод высокого давления, протяженностью 5865, 0 п.м, межпоселковый газопровод высокого давления, протяженностью 9732, 2 п.м, межпоселковый газопровод высокого давления, протяженностью 8152, 0 п.м, расположенной по адресу: ****, в 15.00 час. 11 июня 2019 года должностными лицами ЦУ Ростехнадзора выявлено, что генеральным директором ООО "ГЭС-Эксплуатация" Серегиным Р.В, в нарушение требований ст.9, 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", подп. "а", "в", "е", "и", "т", "у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 492, пунктов 3, 11, 14, 14.1 Постановления Правительства Российской Федерации "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" от 10 марта 1999 N ****, пунктов 2.1.8 и 2.1.9 Правил безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2017 года N ****, пунктов 3 и 26 Требований к регистрации объектов в государственном реестре
опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых Приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N ****, пунктов 4, 9 Федеральных норм и правил в области в промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 года N ****, пункта 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 N 37, допущены грубые нарушения лицензионных требований и требований промышленной безопасности при эксплуатации указанного опасного производственного объекта, а именно:
- отсутствуют документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности на земельные участки с размещенными объектами: газопровод высокого давления, Р.0.6 МПа, общей протяжённостью 5865, 0 п.м... расположенный по адресу: Владимирская область, Александровский район, г. Струнино до СНТ Лесной 1; межпоселковый газопровод высокого давления, общей протяжённостью 9732.2 п.м, расположенный по адресу: **** ; межпоселковый газопровод высокого давления, общей протяжённостью 8152, 0 п.м, расположенный по адресу: ****
- не разработано положение о газовой службе ООО "ГЭС-Эксплуатация", в нарушение требований;
- отсутствуют документы, подтверждающие проведение периодической проверки знаний производственных инструкций (не реже 1 раза в 12 месяцев) слесарей ООО "ГЭС-Эксплуатация" **** ;
- представленное Положение по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте ООО "ГЭС-Эксплуатация, утверждённое генеральным директором 12 января 2015 года разработано без учёта особенностей эксплуатируемого опасного производственного объекта и условий сто эксплуатации;
- заверенная руководителем копия Положения по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте ООО "ГЭС-Эксплуатация" не представлена в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения опасного производственного объекта;
- сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2018 год направлены в МТУ Ростехнадзора по почте заказным письмом с уведомлением с нарушением установленного срока предоставления - 30 апреля 2019 года, а не до 01 апреля 2019 года;
- не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая", регистрационный N ****, работник, ответственный за осуществление производственного контроля не разрабатывает ежегодный план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и специальной оценки условий труда, - не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая", регистрационный N ****, работник, ответственный за осуществление производственного контроля не разрабатывает план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации;
- не проведена идентификация и не внесены сведения, характеризующие опасный производственный объект, расположенный по адресу: ****, в государственный реестр опасных производственных объектов в отношении газопровода высокого давления до ГРПШ, ГРПШ и газопровода низкого давления в CНT "**** ", протяжённостью 627, 6 п.м, газопровода высокого давления до ГРПШ, ГРПШ и низкого давления в д. ****, протяжённостью 1901.0 п.м, газопровода высокого давления ДНК "**** ", газопровода высокого давления д. ****, газопровода высокого давления ДПК "**** ", газопровода высокого и низкого давления СНТ "**** ", газопровода высокого и низкого давления д. Ивановское, газопровода высокого давления ДПК "Раздолье", газопровода высокого давления ДПК "**** ", газопровода высокого и низкого давления д. ****, газопровода высокого и низкого давления д. ****, газопровода высокого и низкого давления д. ****, газопровода высокого и низкого давления д. ****, газопровода высокого и низкого давления д. ****, газопровода высокого и низкого давления медицинский оздоровительный центр "**** ", газопровода высокого и низкого давления ДНК "**** ", газопровода высокого и низкого давления ДПК "**** ", газопровода высокого и низкою давления CНT "Лесной-1", газопровода высокого и низкого давления ДНК "**** ", газопровода высокого давления пионерский лагерь "**** ", газопровода низкого давления д. ****, газопровода низкого давления д. ****, газопровода низкого давления д. **** ;
- сведения, представленные для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая", регистрационный N ****, не являются достоверными, так как в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, неверно указан адрес места нахождения юридического лица;
- разработанный перечень газоопасных работ не согласован с ООО АСС "**** ", с которым заключён договор на обслуживание опасного производственного объекта, а также с лицом, назначенным ответственным за осуществление производственного контроля;
- отсутствует утверждённый руководителем список ответственных лиц за подготовку и проведение газоопасных работ ООО "ГЭС-Эксплуатация";
- отсутствует распорядительный документ по ООО "ГЭС-Эксплуатация" о назначении лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков к выполнению газоопасных работ, чем со вершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Факт совершения генеральным директором ООО "ГЭС-Эксплуатация" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судьей доказательств, в том числе, распоряжением руководителя ЦУ Ростехнадзора от 17 мая 2019 года N1270-пр о проведении плановой выездной проверки с целью контроля за соблюдением лицензионных требований по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности, требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта ООО "ГЭС-Эксплуатация", находящегося по адресу: **** ; актом проверки от 11 июня 2019 года N ****, которым зафиксированы выявленные грубые нарушения лицензионных требований при эксплуатации опасного производственного объекта ООО "ГЭС-Эксплуатация" - сети газоснабжения, в том числе межпоселковой, III класс опасности, регистрационный номер ****, в состав которой входит газопровод высокого давления, протяженностью 5865, 0 п.м, межпоселковый газопровод высокого давления, протяженностью 9732, 2 п.м, межпоселковый газопровод высокого давления, протяженностью 8152, 0 п.м, по адресу: **** ; протоколом внеочередного общего собрания учредителей ООО "ГЭС-Эксплуатация" N 2 от 16 ноября 2015 года и приказом о вступлении в должность от 25 ноября 2015 года N ****, согласно которым генеральным директором ООО "ГЭС-Эксплуатация" с 25 ноября 2015 года является Серегин Р.В.; предписанием об устранении выявленных грубых нарушений лицензионных требований при эксплуатации указанного опасного производственного объекта от 25 июля 2019 года; протоколом об административном правонарушении от 14 июня 2019 года в отношении генерального директора ООО "ГЭС-Эксплуатация" Серегина Р.В, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, указаны нормы законов и нормативных правовых актов, нарушение которых вменяется заявителю, при этом, права привлекаемого к административной
ответственности лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие заявителя, в установленном порядке извещенного о месте и времени составления протокола телеграммой, направленной по месту жительства заявителя, копия протокола для сведения ему направлена посредством Почты России, что подтверждено документально, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Указанные доказательства оформлены должностными лицами ЦУ Ростехнадзора в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
При производстве по делу замечаний на действия должностных лиц ЦУ Ростехнадзора заявитель не делал, процессуальные документы таких замечаний и претензий не содержат.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции также не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст.144 УПК РФ суду апелляционной инстанции не представлено.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, под требованиями которой понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в ст. 3 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Нарушение требований промышленной безопасности может быть совершено как путем действия, так и бездействия, наступление последствий не требуется, но по данной части нормы имеется непосредственная угроза жизни или здоровью людей.
Субъектом правонарушений по ч.3 ст.9.1 КоАП РФ являются как граждане и должностные лица, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Учитывая, что в рамках рассматриваемого дела генеральным директором ООО "ГЭС-Эксплуатация" Серегиным Р.В. при эксплуатации опасного производственного объекта - сети газоснабжения, в том числе межпоселковой III класса опасности, регистрационный номер ****, в состав которой входит газопровод высокого давления, протяженностью 5865, 0 п.м, межпоселковый газопровод высокого давления, протяженностью 9732, 2 п.м, межпоселковый газопровод высокого давления, протяженностью 8152, 0 п.м, допущены нарушения лицензионных требований и требований промышленной безопасности, установленные ст.9, 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", подп. "а", "в", "е", "и", "т", "у" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 492, пунктов 3, 11, 14, 14.1 Постановления Правительства Российской Федерации "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" от 10 марта 1999 N 263, пунктов 2.1.8 и 2.1.9 Правил безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2017 года N ****, пунктов 3 и 26 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых Приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N 495, пунктов 4, 9 Федеральных норм и правил в области в промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 года N 542, пункта 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций поднадзорных Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 N 37, которые являются грубыми, поскольку влекут возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, действия названного должностного лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.1 КоАП РФ.
При этом, сам Серегин Р.В. наличие выявленных проверкой грубых нарушений лицензионных требований и требований промышленной безопасности, зафиксированных в акте проверки от 11 июня 2019 года N 11.2-1270прпл-А/0195-2019 и изложенных в процессуальных документах, не отрицает ни в доводах жалобы, поданной в районный суд, ни в поданной жалобе в суд второй инстанции.
По смыслу положений ст.2.4 КоАП РФ и примечания к ней, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Поскольку в должностные обязанности генерального директора ООО "ГЭС-Эксплуатация" Серегина Р.В. входит руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью указанного юридического лица, он несет всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений и относительно соблюдения лицензионных требований и организации промышленной безопасности находящегося в собственности общества опасного производственного объекта, вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат доказательств того, что данным должностным лицом принимались меры по предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие каких-либо препятствий к этому, что вопреки утверждениям в жалобе, свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Серегин Р.В, являясь должностным лицом общества с ограниченной ответственностью, обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
При этом, несоблюдение норм промышленной безопасности создает реальную угрозу жизненно важным интересам личности и общества ввиду возможных аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Постановление N **** от 25 июля 2019 года, которым генеральный директор ООО "ГЭС-Эксплуатация" Серегин Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию, содержит описание события правонарушения, ссылки на нормы Законов и нормативных правовых актов, нарушение которых вменяется должностному лицу общества, перечень доказательств по делу, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности, в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, о месте и времени рассмотрения дела извещенного заблаговременно и в установленном порядке, копия постановления для сведения направлена по адресу места жительства привлекаемого к административной ответственности должностного лица, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Исходя из изложенного, фактических обстоятельств рассматриваемого дела, характера вмененного должностному лицу административного правонарушения, объектом посягательства которого является промышленная безопасность, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьёй первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч.1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса, с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из вышеприведенных норм КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица либо законного представителя юридического лица.
При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N343.
Данные разъяснения в равной степени относятся и к извещению привлекаемого к административной ответственности лица в рамках рассмотрения дела об административной ответственности.
Вопреки доводам в жалобе, из содержания протокола об административном правонарушении от 14 июня 2019 года усматривается, что протокол составлен в отсутствие привлекаемого к административной ответственности должностного лица Серегина Р.В, который на составление в 10.00 час. 14 июня 2019 года протокола извещался путем направления телеграммы на его имя по адресу места жительства, а именно: ****, указанному в паспорте гражданина РФ, во всех процессуальных документах и поданных в суды жалобах самого Серегина Р.В, которая вручена не была в связи с тем, что квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является, что бесспорно подтверждается текстом уведомления должностного лица о времени и месте составления протокола, квитанцией АО "Почта России" об оплате отправки телеграммы по вышеприведенному адресу на имя Серегина Р.В, уведомлением от 13 июня 209 года о невручении телеграммы (л.д. ****), что является надлежащим извещением, с учетом того, что лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по адресу места его жительства, при этом работниками Почты России оставлено извещение, которым заявитель не воспользовался, копия протокола об административном правонарушении для сведения направлена в адрес последнего, о чем свидетельствуют опись почтовых отправлений, а также почтовый конверт (л.д. ****).
Таким образом, должностным лицом административного органа, возбудившим дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, были предприняты все необходимые и своевременные меры по надлежащему извещению привлекаемого к административной ответственности должностного лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, вопреки позиции стороны защиты, протокол обоснованно составлен в отсутствие заявителя, что не противоречит требованиям ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, и не нарушает гарантированных Конституцией РФ прав Серегина Р.В. на защиту.
По смыслу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно тексту определения должностного лица административного органа от 14 июня 2019 года, дело к рассмотрению назначено на 10.00 час. 25 июля 2019 года, копия данного определения совместно с копией протокола об административном правонарушении от 14 июня 2019 года в адрес места жительства Серегина Р.В. для сведения направлены 14 июня 2019 года и доставлены 14 июня 2019 года, что удостоверено квитанцией АО "Почта России" об оплате почтового отправления на имя последнего, описью почтовых отправлений, почтовым конвертом о доставке (л.д. ****), в связи с чем указания в жалобе на неправомерное рассмотрение дела должностным лицом в отсутствие заявителя подлежат отклонению как несостоятельные.
Также не влекут отмену оспариваемых актов ссылки в жалобе на решение судьи Бутырского районного суда от 10 декабря 2019 года, которым постановление заместителя руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04 октября 2019 года в отношении ООО "ГЭС-Эксплуатация" по ч.3 ст.9.1 КоАП РФ по тем же обстоятельствам отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как так как КоАП РФ не предусмотрена норма, указывающая на преюдициальное значение судебных актов по вопросам об обстоятельствах, установленных этими актами в рамках иных дел и в отношении других лиц, при рассмотрении дел об административном правонарушении судья не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях должностного лица указанного общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности за установленное административным органом правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в данном случае назначено в пределах санкции ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также с учетом того, что выявленные нарушения могут повлечь крайне неблагоприятные социальные последствия, является справедливым и соразмерным содеянному.
Обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности должностного лица, которые могут быть признаны исключительными, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден, каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины должностного лица общества в его совершении не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемых актов должностного лица и судьи районного суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N **** от 25 июля 2019 года, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 03 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "ГЭС-Эксплуатация" Серегина Р.В. оставить без изменения, жалобу Зимина Ю.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.