Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э, Зиновьевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя Дегтярёвой Ольги Андреевны - Орловой Марии Юрьевны, поданной через суд первой инстанции 26 августа 2020 года, на решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 6 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 20 августа 2020 года по административному делу N 2а-362/2020 по административному исковому заявлению Дегтярёвой Ольги Андреевны к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области об отмене решения об отказе в регистрации кандидата.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя административного истца Дегтяревой О.А. - Орловой М.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения принимавшего участие посредством видеоконференц-связи представителя Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области Ткачук О.А, возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К, указавшей на отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Дегтярёва О.А. обратилась в Колыванский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области об отмене решения об отказе в регистрации кандидата.
В обоснование требований указала, что 23 июня 2020 года решением Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области N 285 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области четвертого созыва.
13 июля 2020 года Дегтярёвой О.А. в окружную избирательную комиссию было подано заявление о согласии баллотироваться в депутаты и документы, предусмотренные частью 2 статьи 35 Закона Новосибирской области N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области".
20 июля 2020 года административным истцом в окружную избирательную комиссию были представлены документы для регистрации кандидата, в том числе подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей.
По результатам проверки 29 июля 2020 года окружной избирательной комиссией вынесено решение N 4/5 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 5, Дегтярёвой О.А.
Считает, что решение избирательной комиссии незаконно, поскольку в указании наименования представительного органа, депутатом которого она является, была допущена техническая ошибка. Основания отказа в регистрации носят формальный характер. Не указание органа, в котором осуществляются депутатские полномочия на непостоянной основе, не свидетельствует о нарушении Дегтярёвой О.А. требований избирательного законодательства, формы подписного листа, либо требований об указании в подписном листе сведений о кандидате не в полном объеме или не соответствующих действительности. Сведения о том, что кандидат является депутатом Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области 3 созыва и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, были указаны не только в подписном листе, но и в других представленных в избирательную комиссию документах.
Решением Колыванского районного суда Новосибирской области от 6 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 20 августа 2020 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В кассационной жалобе представитель Дегтярёвой О.А. - Орлова М.Ю. ставит вопрос об отмене судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.
Заявитель считает, что суд первой инстанции в нарушение норм процессуального права, установленных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), не предоставил слово для заключения прокурору, а также допустил нарушение сроков рассмотрения дела, установленных статьей 241 КАС РФ, рассмотрев дело 6 августа 2020 года, в то время как срок рассмотрения административного дела данной категории заканчивался 4 августа 2020 года. Определений о продлении процессуальных сроков судом не выносилось, ходатайства о продлении процессуального срока сторонами не заявлялись.
Полагает, что вопреки выводам суда, Дегтярёва О.А. в подписных листах указала необходимую информацию о представительном органе, внесла сведения о себе, как о действующем кандидате, с указанием наименования представительного органа.
Утверждает, что "третий созыв" в Колыванском районе относим только к Совету депутатов Колыванского района, поскольку все остальные Советы депутатов сельских советов Колыванского района осуществляют пятые и шестые созывы. Указание на номер созыва является частью наименования представительного органа и однозначно его идентифицирует, не вводя в заблуждение избирателей.
Полагает, что форма подписных листов соблюдена кандидатом, в них внесены все необходимые сведения, информация, содержащаяся в подписных листах, не искажена и не сокрыта, а суд при разрешении настоящего административного спора сделал выводы, не основанные на фактических обстоятельствах и имеющихся в материалах дела доказательствах.
Кроме того, считает, что судом не учтена правоприменительная практика вышестоящих судов о том, что неточности в наименовании (отсутствие части данных), не препятствующие однозначному восприятию информации, не могут являться основанием для признания подписей недействительными.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. От административного истца Дегтяревой О.А. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
Согласно подпунктам "з", "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются:
все подписи избирателей в подписном листе, в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности;
все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 63 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В подпункте 11 части 9 статьи 41 Закона Новосибирской области N 58-03 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" содержатся аналогичные требования.
Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Из установленной Приложением N 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ формы подписного листа следует, что в случае, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, указываются в подписном листе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Подпункт "д" пункта 24 статьи 38 поименованного Федерального закона в качестве основания для отказа в регистрации кандидата предусматривает недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Дегтярёва О.А. представила в избирательную комиссию документы для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области по одномандатному избирательному округу N 5, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.
По итогам проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата на выборах депутатов Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области Дегтярёвой О.А, рабочей группой в итоговом протоколе от 27 июля 2020 года были установлены основания для отказа в регистрации кандидата, предусмотренные пунктом 5 части 7 статьи 41 Закона Новосибирской области" N 58-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области" (согласно которому недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 7.1, 8 к Федеральному закону об основных гарантиях), - во всех подписных листах кандидатом Дегтярёвой О.А. было указано: "Работающего в Законодательное собрание Новосибирской области, помощник депутата Законодательного Собрания Новосибирской области, являющегося депутатом Колыванского района Новосибирской области 3 созыва, осуществляющего полномочия на непостоянной основе", К итоговому протоколу приложена ведомость проверки подписных листов, содержащая сведения об основаниях признания подписей недействительными, из графы "Примечание" которой также следует, что в подписных листах не указано (неверно указано) наименование представительного органа, депутатом которого является кандидат. Согласно акту от 27 июля 2020 года, составленному руководителем и членами рабочей группы, Дегтярева О.А. отказалась поставить свою подпись в том, что она получила итоговый протокол и ведомость проверки подписных листов.
29 июля 2020 года Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа N 5 по выборам депутатов Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области четвертого созыва по результатам заседания Рабочей группы вынесено решение N 4/5 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 5, Дегтярёвой О.А.
Не согласившись с указанным решением окружной избирательной комиссии, Дегтярева О.А. обратилась в суд с требованиями о его отмене.
Разрешая заявленные требования, и установив, что Дегтярёва О.А. является действующим депутатом Совета депутатов Колыванского района Новосибирской области третьего созыва, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного истца, исходил из того, что факт отсутствия в подписных листах в поддержку выдвижения Дегтяревой О.А. наименования представительного органа, то есть несоответствие подписных листов форме, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ, является существенным нарушением норм избирательного права, и все подписи избирателей в этих подписных листах являются недействительными. Следовательно, правовые основания для отказа в регистрации кандидата, согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 вышеназванного федерального закона, у избирательной комиссии имелись.
Проверяя законность принятого решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что подписные листы, представленные Дегтярёвой О.А. в избирательную комиссию, не соответствуют по форме Приложению 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку в них наименование соответствующего представительного органа, в котором Дегтярева О.А. осуществляет полномочия депутата на непостоянной основе, несмотря на прямое требование о том федерального закона, не указано.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку выводы судов являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Установленные по делу фактические обстоятельства, подтвержденные материалами дела, свидетельствуют о том, что у административного ответчика имелись основания к принятию оспариваемого решения.
Суды справедливо расценили установленные обстоятельства, связанные с не указанием в подписных листах в полном объеме сведений о наименовании соответствующего представительного органа, депутатом которого является кандидат Дегтярева О.А, как нарушение формы подписных листов, влекущее в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительность всех подписей избирателей в представленных кандидатом Дегтяревой О.А. подписных листах, и как следствие, правомерным принятие окружной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата Дегтяревой О.А.
Выводы судов согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 11 мая 2012 года N 658-О, согласно которой изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.
Утверждения автора кассационной жалобы о соблюдении административным истцом требований законодательства к форме подписных листов основаны на неверном толковании закона и опровергаются материалами дела.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Дегтяревой О.А. в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права направлены на их переоценку, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, а также не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Безусловные основания для отмены или изменения судебных актов, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 6 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 20 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.