Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Комаровой Е.Д., с участием прокурора Суржанской М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4189/20 по административному исковому заявлению Ж-- Р?Т-- о признании недействующими отдельных положений Закона города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", постановления Правительства Москвы от 14.01.2020 г. N 5-П "Об утверждении проекта планировки линейного объекта - участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции "Улица Новаторов" до проектируемой станции "Севастопольский проспект", УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими следующие положения Закона города Москвы от 5 мая 2010 года N17 "О Генеральном плане города Москвы" (ред. 27.12.2017):
- подпункт "4) "а." пункта 1.3, часть 2. Территориальное планирование города Москвы, приложение 1 к Закону, страница 5: "приоритетного развития на присоединенных территориях системы общественного транспорта и преимущественного осуществления пассажирских перевозок скоростными внеуличными видами транспорта, прежде всего железнодорожным транспортом и метрополитеном;
- пункт 2.3.3, часть 2. Территориальное планирование города Москвы, приложение 1 к Закону, страница 13: "обеспечения нормативных условий транспортного обслуживания, расширения и объема, и разнообразия доступного выбора мест приложения труда, благ и услуг, а именно приоритетного развития метрополитена (действующей системы и линий экспресс-метрополитена) как основного вида городского скоростного внеуличного транспорта";
- пункт 2.4.4, часть 2. Территориальное планирование города Москвы, приложение 1 к Закону, страница 20: "приоритетное развитие метрополитена (действующей системы и линий экспресс-метрополитена) как основного вида городского скоростного внеуличного транспорта, включая сооружение новых линий метрополитена, пересадочных узлов, внедрение маршрутного движения поездов на линиях нового поколения для повышения уровня транспортного обслуживания населения города, снижение загрузки действующих линий и пересадочных узлов, обеспечение равноценного обслуживания метрополитеном территории города, в том числе удаленных периферийных районов";
- пункт 2.4.4, часть 2. Территориальное планирование города Москвы, приложение 1 к Закону, страница 20: "ускоренное развитие и совершенствование системы скоростного внеуличного транспорта, развитие Московского метрополитена и новых видов скоростного внеуличного транспорта как основы транспортной системы города и фактора, сдерживающего использование личного автомобиля для городских поездок;
- пункт 1.1.1, книга 4, приложение 2 к Закону, страница 180: "линии, соединяющей поселение Рязанское, районы Бирюлево, Западное, Бирюлево Восточное, Нагатинский затон" (Бирюлевская линия метрополитена) и "новой диаметральной линии, соединяющей город Троицк - станция "Улица Новаторов" - центральную часть города Москвы" (Коммунарская линия метрополитена)
Административные исковые требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям пункт а 3 части 5 статьи 24 Градостроительного кодекса города Москвы и пункт а 2 части 7 статьи 23, частям 3, 13, 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также административным истцом заявлены требования о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 14 января 2020 года N 5-П "Об утверждении проекта планировки линейного объекта - участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции "Улица Новаторов" до проектируемой станции "Севастопольский проспект".
Административный истец полагает, что указанный нормативный правовой акт противоречит положениям части 4 статьи 41.1 и части 1 статьи 41.2 Градостроительного кодекса РФ.
В судебном заседании административный истец, его представитель административные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители Московской городской Думы, Правительства Москвы, Мэра Москвы против удовлетворения административных исковых требований возражали по доводам письменного отзыва.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4); в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4).
Отношения в сфере градостроительной деятельности имеют, следовательно, комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, перечисленные в статье 72 Конституции Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы (часть 1 статьи 12 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы).
Согласно статьям 4, 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и статьями 33, 35 Устава города Москвы Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации (города Москвы) и принимает законы города Москвы по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8, подпунктом "б" пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", части 2 статьи 5, подпунктом 3 пункта 2 статьи 41 Устава города Москвы, оспариваемый закон города Москвы, принятый Московской городской Думой, подписан Мэром Москвы, являющимся высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы.
Оспариваемый закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном Плане города Москвы" был опубликован в Вестнике Мэра и Правительства Москвы, 03.06.2010. Спецвыпуск N 1, тт. 1, 2, 3; Тверская, 13, 03.06.2010, N 67; Ведомости Московской городской Думы, 16.07.2010, N 6 (195).
Закон города Москвы от 27 декабря 2017 года N 59 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" был опубликован на официальном сайте Московской городской Думы, 28.12.2017, на официальном сайте Правительства Москвы, 28.12.2017, в Вестнике Мэра и Правительства Москвы, 09.01.2018, N 1 (спец. вып.). Указанный закон вступил в силу 8 января 2018 года.
Согласно пункту 1 статьи 24 ГрК РФ, статье 6 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", статье 35 Устава города Москвы, к полномочиям Московской городской Думы в области градостроительной деятельности относится утверждение Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы, определение порядка его реализации.
Частью 3 статьи 63 ГрК РФ РФ предусмотрено, что документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя включают в себя сведения, предусмотренные статьей 23 настоящего Кодекса, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга. Генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Постановлением Правительства Москвы от 27 февраля 2013 года N 108-ПП "О подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план города Москвы" установлено, что в соответствии со статьями 9, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в связи с изменениями границ между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью, утвержденными постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" установлено, что Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы обеспечит в 2013-2017 годах поэтапную подготовку проекта внесения изменений в Генеральный план города Москвы.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве регулируются ст. 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанной нормой права было предусмотрено проведение публичных слушаний по проекту Генерального плана города федерального значения Москвы в каждом внутригородском муниципальном образовании.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому в представительный орган государственной власти.
Статья 68 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" предусматривает в том числе и порядок проведения публичных слушаний в следующей последовательности: опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний; проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция); проведение собрания участников публичных слушаний; оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете "Тверская, 13" от 16.07.2009 N 87-88 и на официальном сайте Правительства Москвы, было размещено на официальных сайтах префектур административных округов, управ районов г. Москвы, на информационных стендах, размещаемых в зданиях префектур, управ районов города Москвы, подъездах или около подъездов жилых домов.
Экспозиции по проекту актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года и Правил землепользования и застройки города Москвы прошли с 23.07.2009 по 07.08.2009 во всех внутригородских муниципальных образованиях и
административных округах, районах города Москвы. Собрания участников публичных слушаний состоялись 12.08.2009 в 18 часов.
Все замечания и предложения участников публичных слушаний были систематизированы и занесены в протоколы публичных слушаний окружных комиссий по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы соответствующего административного округа города Москвы. Протоколы публичных слушаний утверждены председателями окружных комиссий.
По результатам публичных слушаний Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы было подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по проекту "Актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года", которое утверждено председателем Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, Первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы В.И. Ресиным 15 октября 2009 г.
Вышеуказанное заключение по результатам публичных слушаний было опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы в сети Интернет и на официальных сайтах окружных комиссий по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в административных округах города Москвы (префектур административных округов города Москвы) 16 октября 2009 года.
Согласно ч. 1, 2, 5 и 7 ст. 16, ч. 7 и 8 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о согласовании срок согласования проекта генерального плана составляет три месяца с даты направления заказчиком указанного проекта на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющий общую границу с субъектом Российской Федерации, до даты получения заказчиком заключений этих органов.
В случае непоступления в установленный срок в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключений согласующих органов данный проект считается согласованным с такими органами.
Окончательная редакция проекта актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года, согласованная со всеми федеральными органами, для подготовки сводного заключения Министерства регионального развития Российской Федерации и последующего представления проекта в Правительство Российской Федерации направлена председателем Москомархитектуры А.В. Кузьминым в Департамент территориального планирования и регионального развития Министерства регионального развития Российской Федерации, однако в установленный законодательством срок (три месяца) ответ получен не был.
Таким образом, на основании ч. 7 ст. 16, ч. 8 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, п. 3 Положения о согласовании проект Генерального плана города Москвы считается согласованным с Правительством Российской Федерации.
Поскольку в период подготовки оспариваемого документа город Москва имел общую границу с одним субъектом Российской Федерации - Московской областью, проект Генерального плана города Москвы подлежал согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти Московской области (часть 2 статьи 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект генерального плана направлялся в Правительство Московской области, и был получен ответ вице-губернатора Московской области А.Б. Пантелеева (исх. N 2-11863 от 22.12.2008) о согласовании проекта "Актуализированного Генерального плана города Москвы".
Административный истец просит признать недействующим Закон города Москвы от 5 мая 2010 N 17, указывая на его несоответствия Градостроительному кодексу города Москвы, Градостроительному кодексу РФ.
Суд не может согласиться с указанным выводом ввиду следующего.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 24 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (в первоначальной редакции) на картах (схемах) территориального планирования города Москвы в масштабах 1:25000 или 1:50000 отображаются особо охраняемые природные территории, природные и озелененные территории.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях утверждения генеральных планов осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию их проектов в текстовой форме и в виде карт (схем).
Ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации регулирует порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа.
Оспариваемый Закон г. Москвы полностью соответствует вышеуказанным положениям законодательства.
Законом г. Москвы от 15.03.2017 N 10 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" в Генеральный план города Москвы внесены изменения, которые предусматривают в том числе продление действия на срок до 2035 года.
Проект Генерального плана города Москвы в части территорий, присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был разработан по заказу Москомархитектуры Государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы" в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из ч. 3, 11 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно ч. 16 ст. 26 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - ГрК Москвы) публичные слушания по проекту федеральным органом исполнительной власти в части внесения изменений в Генеральный план проводятся в муниципальных образованиях на территории которых распространяются планируемые изменения.
Оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано в газете "Новые округа" N 43 (163) от 24.11.2015, на официальном сайте префектуры ТиНАО, на официальных сайтах поселений и городских округов ТиНАО, на информационных щитах в поселениях и городских округах ТиНАО, направлено почтовым отправлением депутатам Московской городской думы и председателям Советов депутатов соответствующих муниципальных образований. Экспозиция проекта проведена с 03.12.2015 по 16.12.2015 (включительно), в том числе по адресу: г. Москва, п. Вороновское, с. Вороново, д. 31 строение 1. Собрание участников публичных слушаний проведено 24.12.2015 г. в том числе по адресу: г. Москва, п. Вороновское, пос. ЛМС, мкр. Центральный, д. 16, стр. 1 в здании МБУ "ДК "Дружба".
По итогам проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Москвы в отношении территорий, присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" утверждены протокол публичных слушаний от 31.12.2015 N31/1 и заключение по результатам публичных слушаний от 18.02.2016, в соответствии с которым Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы сделан вывод о соблюдении процедуры проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Москвы и её соответствии законодательству Российской Федерации и города Москвы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 2803-р утверждено заключение о согласовании проекта внесения изменений в генеральный план города федерального значения Москвы в отношении территорий, присоединенных в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью". Согласование Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации было представлено письмом от 15.01.2016 N 06-09-29/382.
Также проект внесения изменений в Генеральный план города Москвы согласован высшими исполнительными органами государственной власти Московской и Калужской областей (протокол заседания Согласительной комиссии N 1 от 17.06.2016 по урегулированию замечаний по проекту внесения изменений в Генеральный план города Москвы в отношении территорий, присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом Федерального значения Москвой и Московской областью" и постановление Правительства Калужской области от 24.02.2016 N 121 "О согласовании проекта внесения изменений в Генеральный план города Москвы").
В последующем подготовленный проект закона об утверждении генерального плана города Москвы на рассматриваемую территорию был принят к рассмотрению Московской городской Думой, утвержден Законом г. Москвы от 15.03.2017 N 10 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", который был направлен для подписания и обнародования Мэру Москвы.
Оспаривая по существу отдельные положения Закона города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", административный истец ссылается на необоснованность закрепления метрополитена как приоритетного развития транспорта на присоединенных территориях.
Между тем, таких положений оспариваемый нормативный правовой акт не содержит, а Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит положений, устанавливающих обязательность или приоритетность развития какого-либо вида транспорта.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанный вопрос представляет собой вопрос о целесообразности принятия уполномоченным органом власти решения в порядке, установленном настоящим кодексом.
В силу ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определение содержания Генерального плана города Москвы по своей правовой природе является решением о целесообразности, а исходя из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти.
Также суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований об оспаривании постановления Правительства Москвы от 14.01.2020 г. N 5-П "Об утверждении проекта планировки линейного объекта - участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции "Улица Новаторов" до проектируемой станции "Севастопольский проспект".
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В силу ст. 40 ГрК Москвы основанием для разработки проекта планировки территории является правовой акт Правительства Москвы или уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.
На основании п. 4.2.6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" Москомархитектура принимает решения о подготовке проектов планировки территории, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов по проектам планировки территории.
Правительства Москвы от 06.04.2010 N 270-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве" (утратило силу с 05.05.2019), согласно которому основанием для подготовки проекта планировки территории является подготовленный в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы правовой акт Москомархитектуры.
В соответствии с Положением о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (далее - ГЗК), утвержденном постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП, ГЗК является постоянно действующим рабочим органом Правительства Москвы, к функциям которого относится рассмотрение и принятие решений по вопросам в области градостроительной деятельности, в том числе о разработке проектов планировки территорий города Москвы.
На заседании ГЗК от 24.11.2017г. было принято решение согласиться с подготовкой проекта планировки территории линейного объекта - новой линии метрополитена на участке от станции "Улица Новаторов" в центральную часть города до станции "Севастопольский проспект", Москомархитектуре поручено обеспечить издание правового акта о разработке проекта планировки территории.
Москомархитектурой издано распоряжение от 17.01.2018 N 8 "О подготовке Проекта планировки территории линейного объекта - новая линия метрополитена на участке от станции "Улица Новаторов" в центральную часть города до станции "Севастопольский проспект" (станция "Крымская" Московского центрального кольца)".
Материалы проекта планировки территории были направлены для проведения процедуры публичных слушаний, по итогам которой оформлены протоколы публичных слушаний, а также заключения по результатам публичных слушаний, согласно которым публичные слушания признаны состоявшимися.
Оспариваемое постановление опубликовано в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 3 от 21.01.2020г.
Рассматриваемый проект планировки территории линейного объекта соответствует Генеральному плану, что следует из содержания Книги 3 "Карты, схемы территориального планирования города Москвы", карта "Линейные и иные объекты скоростного внеуличного транспорта федерального и регионального значения" стр. 393.
При этом, из системного толкования законодательства о градостроительной деятельности, в том числе, ч. 1 ст. 26 ГрК РФ, Закона города Москвы от 05.05.2010 N 17, ГрК Москвы следует, что Генеральный план города Москвы определяет лишь принципиальное направление прохождения линейного объекта, устанавливает границы зон линейных объектов как единых коридоров, а окончательное определение осуществляется на стадии подготовки проекта планировки территории.
Следовательно, отображение местоположения линейного объекта на картографическом материале генерального плана может не совпадать с проектом планировки территории, на что также указано в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2019 N 5-АПА19-27.
Кроме того, согласно п. 2.3.3. ч. 2 Закона г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы" одной из задач Генерального плана является обеспечения нормативных условий транспортного обслуживания, расширения объема и разнообразия доступного выбора мест приложения труда, благ и услуг, в том числе приоритетное развитие системы транспорта, которая должна обеспечить реализацию намеченной градостроительной политики, преодолеть хроническое отставание от потребностей городского развития, обеспечить качественно новый уровень транспортного обслуживания населения; развитие общественного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих интеграцию в единую систему всех видов транспорта; приоритетное развитие метрополитена как основного вида городского скоростного внеуличного транспорта.
Таким образом, проект планировки территории, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 14.01.2020 N 5-ПП, не только соответствует Генеральному плану, но и направлен на реализацию его целей и задач.
Административный истец указывает на имеющееся нарушение требований постановления Правительства РФ от 12.05.2017 N 564 "Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов" в части отсутствия в утвержденном проекте планировки территории материалов и результатов инженерных изысканий, а также иных сведений согласно п. 29 данного Положения. Вместе с тем, указанные положения относятся к материалам по обоснованию проекта планировки.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Приложением к постановлению Правительства Москвы от 14.01.2020г. N 5-П является основная часть проекта планировки линейного объекта, содержание которой соответствует требованиям законодательства. В границы проекта планировки территории не включены особо охраняемые природные территории. Отсутствуют нарушения рассматриваемым проектом планировки территории требований, установленных в отношении зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии со ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку в ходе рассмотрения административного дела установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в установленном порядке, опубликованы, соответствуют актам, имеющим большую юридическую силу, доводы административного истца своего подтверждения в судебном заседании не нашли, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Ж--- Р--- Т--- о признании недействующими отдельных положений Закона города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", постановления Правительства Москвы от 14.01.2020 г. N 5-П "Об утверждении проекта планировки линейного объекта - участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции "Улица Новаторов" до проектируемой станции "Севастопольский проспект".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.