Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "РЕНЕ" ФИО на решение судьи Останкинского районного суда Москвы от 18 мая 2020 года, на п остановление N 9/02-57 врио начальника отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве подполковника полиции Левжинского В.В. от 25 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО "РЕНЕ", УСТАНОВИЛ
постановлением N 9/02-57 врио начальника отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве от 25 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Останкинского районного суда Москвы 18 мая 2020 года, ООО "РЕНЕ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "РЕНЕ" ФИО не оспаривая событие административное правонарушение, просит постановление суда отменить, назначить ООО "РЕНЕ" наказание в виде предупреждения.
Генеральный директор ООО "РЕНЕ" ФИО явилась, доводы жалобы поддержала в полном объеме, указывая на то, что ООО "РЕНЕ" является субъектом малого предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалось, находится в тяжелом материальном положении, поскольку с марта 2020 года свою деятельность не ведут из-за введенных ограничительных мер в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID -19), от которой она ФИО и сотрудники ее Общества - ФИО длительно лечились с 30 мая по 23 июля 2020 года, о чем в дело представлены больничные листы.
Проверив также материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ, неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 2 ч. 4.5 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане: являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 13 ст. 13.2 того же Федерального закона, работодатели и заказчики работ (услуг), указанные в пункте 5 настоящей статьи, обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган на бумажном носителе, а также подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
На основании Приказа МВД России от 04 июня 2019 года N 363 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации" работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны уведомлять соответственно МВД России или его территориальный орган, выдавший разрешение на работу высококвалифицированному специалисту, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) - высококвалифицированному специалисту по форме уведомления, установленной в приложении N 5 Приказа.
Как следует из материала дела, установлено нижестоящими инстанциями, 01 ноября 2019 года в 00 час. 01 мин. по адресу: г. Москва, ул. Добролюбова, д. 8А, стр. 4, пом. 1, ком. 1 и 2 ООО "РЕНЕ", в нарушении п. 13 и 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", являясь работодателем высококвалифицированного иностранного специалиста гражданина Кубы ФИО, 27 декабря 1968 года рождения, направило в УВМ ГУ МВД России по г. Москве - орган, выдавший по ходатайству организации разрешение на работу иностранному гражданину, о выплате ему заработной платы за 3 квартал 2019 года, форму уведомления старого образца и не соответствующей форме уведомления, установленной приложением N 5 Приказа МВД России от 04 июня 2019 года N 363.
Действия ООО "РЕНЕ" квалифицированы по ч.5 ст.18.15 КоАП РФ нижестоящими инстанциями верно.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "РЕНЕ" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: формой уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) - высококвалифицированному специалисту, утвержденного Приказа МВД России от 10.01.2018 N 11, который утратил силу 08 сентября 2019 года, в связи с изданием Приказа МВД России от 04.06.2019 N 363; протоколом об административном правонарушении от 28 января 2020 года, в отношении ООО "РЕНЕ" по ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ, в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы Законов, нарушение которых вменяется Обществу, все существенные данные, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, протокол составлен в присутствии генерального директора ФИО, которой разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, с протоколом она ознакомлена, дала письменные объяснения в соответствующей графе протокола, копия протокола для сведения ей вручена на руки, о чем свидетельствует ее собственноручная подпись, все существенные данные, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
Оценив собранные доказательства, прихожу к выводу, что ООО "РЕНЕ" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч.5 ст.18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом ссылка на то, что новое уведомление отлично лишь графой об указании должности, не свидетельствует о том, что у ООО "РЕНЕ" не имелось возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, полагаю обоснованным вывод должностного лица административного органа и судьи первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.18.15 КоАП РФ в действиях ООО "РЕНЕ".
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1-4.5 КоАП РФ).
Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере установленного законодательством Российской Федерации порядка подачи уведомления установленного образца в уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной плате (вознаграждения) высококвалифицированным иностранным специалистам, что указывает на высокую степень общественной опасности совершённого правонарушения.
Таким образом, основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "РЕНЕ" в связи с малозначительностью, отсутствуют.
Равным образом довод защиты о наличии оснований для замены назначенного ООО "РЕНЕ" наказания в виде административного штрафа предупреждением, то есть применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, является несостоятельным.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ООО "РЕНЕ" административного штрафа предупреждением.
Так, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, в частности, осуществление ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Одной из приоритетных целей указанного Федерального закона является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путём противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
В данном случае ООО "РЕНЕ", представив контролирующему органу уведомление не по утвержденной форме, не выполнил публично-правовую обязанность, возложенную на него законодательством.
В опреки доводам жалобы, существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения требований действующего законодательства в сфере миграции. При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Вместе с тем с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, финансового положения ООО "РЕНЕ" имеются основания для применения положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Согласно с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Нарушения, предусмотренные ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела следует, что ООО "РЕНЕ" признало факт совершения административного правонарушения, ранее не привлекалось к административной ответственности.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что многие отрасли российской экономики пострадали от вызванного пандемией коронавирусной инфекции (COVID -19) вынужденного простоя; в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы была приостановлена (ограничена). Указанное обстоятельство является общеизвестным фактом, не требующим документального подтверждения.
Приведённые данные, оцениваемые в совокупности, указывают на то, что в создавшихся условиях назначение ООО "РЕНЕ" административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав юридического лица и общего интереса, состоящего в защите общества и государства от административных правонарушений.
При таких обстоятельствах постановление N 9/02-57 врио начальника отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве от 25 февраля 2020 года и решение судьи Останкинского районного суда Москвы 18 мая 2020 года подлежат изменению путём снижения размера назначенного ООО "РЕНЕ" наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление N 9/02-57 врио начальника отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве от 25 февраля 2020 года и решение судьи Останкинского районного суда Москвы 18 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "РЕНЕ" изменить: снизить размер назначенного ООО "РЕНЕ" административного наказания в виде административного штрафа до 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
В остальной части постановление N 9/02-57 врио начальника отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве от 25 февраля 2020 года решение судьи Останкинского районного суда Москвы 18 мая 2020 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "РЕНЕ" ФИО - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.