Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Брылева Р.В. на постановление 0356043010320020702000439 заместителя начальника МАДИ ФИОот 07 февраля 2020 года, решение судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 07 февраля 2020 года по делу N 12-868/2020 (7-9638/2020) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Брылева Р.В., и, на постановление N0356043010320020702000456 заместителя начальника МАДИ ФИО от 07 февраля 2020 года, решение судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 04 июня 2020 года, по делу N 12-867/2020 (7-9637/2020) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Брылева Р.В.
УСТАНОВИЛ:
постановлением 0356043010320020702000439 заместителя начальника МАДИ от 07 февраля 2020 года оставленным без изменения решением судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 07 февраля 2020 года по делу N 12-868/2020 (7-9638/2020) индивидуальный предприниматель Брылев Р.В. (далее - ИП Брылев Р.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
постановлением 0356043010320020702000456 заместителя начальника МАДИ от 07 февраля 2020 года оставленным без изменения решением судьи Черемушкинского районного суда города Москвы от 07 февраля 2020 года по делу N 12-867/2020 (7-9637/2020) ИП Брылев Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В жалобах, поступивших на рассмотрение в Московский городской суд, Брылев Р.В. просит об отмене вышеназванных судебных актов и постановлений должностного лица, ссылаясь на то, что в рамках одного события - управление транспортным средством (далее - ТС) водителем ФИО в отсутствие путевого листа было рассмотрено одновременно два дела по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ и по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Считает, что у водителя ФИО имелся путевой лист, который был представлен должностному лицу административного органа и приобщен в дело.
Брылев Р.В. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Определением судьи Московского городского суда от 20 августа 2020 года объединены жалобы ИП Брылева Р.В. для их рассмотрения в одном производстве.
Изучив доводы жалоб, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ установлена за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (абзац 9 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении).
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, помимо прочего, обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.
Абзацем 6 пункта 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, по обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств и осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В силу подпункта б, в пункта 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
Порядок предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств установлен Приказом Минтранса РФ от 08 августа 2018 года N 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств" (далее - Порядок).
Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства. Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса (пп. 3, 4 Порядка).
Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер) (п. 7 Порядка).
В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения (п. 12 Порядка).
В силу п. 2 Порядка настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд) (далее - субъекты транспортной деятельности).
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 835н и предусматривает, что по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр (пункты 12 и 16).
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 2 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 835н).
Как следует из материалов дела, 08 декабря 2019 года должностным лицом Московской административной дорожной инспекции (далее - МАДИ) на основании распоряжения N 78-17-127/19 от 25 марта 2019 года начальника МАДИ проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование легкового такси, по результатам которого выявлено, что ИП Брылев Р.В, использующий транспортное средство "******" государственный регистрационный знак ***** для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы (разрешение N 264488, действующее с 15 мая 2019 года по 14 мая 2024 года) допустил нарушение требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителем ФИО, 30 августа 1982 года рождения, транспортных средств и предрейсового контроля технического состояния транспортного средства "*****" государственный регистрационный знак *****.
По данному факту 08 декабря 2019 года возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ определениями от 08 декабря 2019 года и в дальнейшем, в отношении ИП Брылева Р.В. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, на основании которых 07 февраля 2020 года заместителем начальника МАДИ вынесены постановления о привлечении заявителя к административной ответственности по указанным нормам.
Контрольное мероприятие в виде рейдового осмотра проведено должностным лицом МАДИ в соответствии с возложенными на него полномочиями, учитывая, что ИП Брылевым Р.В. используется транспортное средство "******" государственный регистрационный знак ***** для осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы согласно выданному разрешению Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ИП Брылева Р.В. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколами об административном правонарушении; распоряжением о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования легковых такси в процессе их эксплуатации; плановым рейдовым заданием; протоколами изъятия вещей и документов (транспортного средства) от 08 декабря 2019 года; актами результата планового (рейдового) осмотра, обследования легкового такси от 08 декабря 2019 года; фотографиями автомобиля; копией постановления о привлечении водителя ФИО к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ от 08 декабря 2019 года за управление транспортным средством "Фольксваген Поло" государственный регистрационный знак ***** без путевого листа; разрешением на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы; путевым листом; иными материалами дела.
При рассмотрении данного дела должностным лицом МАДИ и судьей районного суда приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, на основании которых сделан обоснованный вывод о виновности заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судьи о виновности ИП Брылева Р.В. в совершении вмененного ему правонарушения, в поданных им жалобах не приведено, доводы жалоб по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу актов должностного лица административного органа и судьи районного суда.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с решением суда, не является основанием к отмене оспариваемых постановления должностного лица и решения судьи, постановленных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о недоказанности нарушения ИП Брылевым Р.В. требований о прохождении предрейсовых медицинских осмотров водителем транспортного средства и прохождении транспортным средством предрейсового контроля, несостоятелен.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Статьей 6 указанного федерального закона установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее Обязательные реквизиты), согласно п. 2 которых обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Пунктом 3 Обязательных реквизитов установлен перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в путевом листе, в том числе сведения о собственнике (владельце) транспортного средства.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (пп. 2 п. 5 Основных реквизитов).
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 года N 152, оформление путевого листа и его наличие у водителя является необходимым условием при оказании услуг коммерческой перевозки.
Как усматривается из материалов дела предъявленный 08 декабря 2019 года водителем автомобиля "******" государственный регистрационный знак ******* ФИО в момент проведения рейдового осмотра путевой лист не содержал фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, владельца транспортного средства, что не оспаривается в жалобе.
Тем самым водитель ФИО был выпущен ИП Брылевым Р.В. в рейс с путевым листом, имеющим противоречивые сведения в части обязательных реквизитов для индивидуального предпринимателя - собственника (владельца) транспортного средства, следовательно, названный лист обоснованно признан должностным лицом недостоверным документом, в том числе касающейся информации о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства "*****" государственный регистрационный знак *****, а также о прохождении водителем Айгубовым А.М. предрейсового медицинского осмотра.
При таких обстоятельствах ИП Брылев Р.В, осуществляя перевозку пассажиров легковым автомобилем, не выполнил установленные законом требования к осуществлению деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, в том числе о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств.
Довод жалобы о нарушении порядка привлечения ФИО по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, поскольку ему не были разъяснены права и порядок проведения процессуальных действий, не были представлены материалы на ознакомление, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не являются предметом рассматриваемого дела, в связи с чем, не могут быть предметом оценки при рассмотрении настоящей жалобы.
Вместе с тем, обращаю внимание на то, что ФИО наличие событие вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, не оспаривал, о чем свидетельствует его собственноручная подпись в постановлении по делу об административном правонарушении N 18810277196601083850 от 08 декабря 2019 года, в соответствующей графе рядом с записью "не оспариваю", подписанное без всяких возражений и претензий, в связи с чем уполномоченное на то должностное лицо ГИБДД непосредственно на месте выявления административного правонарушения в порядке ст. 29.10 КоАП РФ вынесло постановление о привлечении ФИО к административной ответственности и подвергло его административному наказанию в виде административного штрафа без составления протокола об административном правонарушении. При этом, в данном постановлении по делу об административном правонарушении N 18810277196601083850 от 08 декабря 2019 года права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также положения ст. 51 Конституции Российской Федерации ФИО разъяснены, о чем он также в соответствующей графе поставил свою подпись.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции также не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ), тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ суду апелляционной инстанции не представлено.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела, и не ставят под сомнение наличие в действиях ИП Брылева Р.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что по делу допущены существенные нарушения норм материального права и КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ИП Брылева Р.В. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем при рассмотрении данных дел об административных правонарушениях должностным лицом и судьей районного суда не учтено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении заместителем начальника МАДИ 07 февраля 2020 года постановлений по делам об административных правонарушениях, а также при их пересмотре судьей Черемушкинского районного суда г. Москвы и вынесении решений от 04 июня 2020 года положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ учтены не были.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения в области безопасности дорожного движения выявлены в ходе проведения одной проверки, были допущены ИП Брылевым Р.В. в результате одного действия (бездействия).
Рассмотрение возбужденных в отношении ИП Брылева Р.В. дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, подведомственно одному должностному лицу.
Таким образом, ИП Брылев Р.В. подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, вынесенные в отношении ИП Брылева Р.В. подлежали объединению в одно производство. В этой связи, вынесенные по делам об административных правонарушениях постановления должностного лица и решения судьи районного суда подлежат изменению путем назначения ИП Брылеву Р.В. административного наказания с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, а именно в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N 0356043010320020702000439 заместителя начальника МАДИ от 07 февраля 2020 года, постановление N 0356043010320020702000456 заместителя начальника МАДИ от 07 февраля 2020 года, решение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 04 июня 2020 года по делу N 12-868/2020 (7-9638/2020) и решение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 04 июня 2020 года по делу N 12-867/2020 (7-9637/2020), вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Брылева Р.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначить ИП Брылеву Р.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу ИП Брылева Р.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.