Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В, Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Демидова Дмитрия Ивановича к Министерству Обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по кассационным жалобам представителей Министерства обороны Российской Федерации Зотова В.В, Яшкова В. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав объяснения участника процесса, судебная коллегия
установила:
Демидов Д.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что работал в Севастопольском комплексном проектном отделе 23 Государственного морского проектного института Министерства обороны Российской Федерации с 23 апреля 1973 по 1 ноября 2010 года. По ордеру от 10 января 2001 года ему была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: "адрес" Истец с супругой вселились в указанную квартиру в 2001 году и проживают в ней до настоящего времени. В 2005 году квартира исключена из числа служебных решением командующего Черноморским флотом. Поскольку в настоящее время он не может реализовать право на получение в собственность жилья в порядке приватизации, истец, уточнив требования, просил признать за ним право собственности на однокомнатную квартиру, площадью 40, 3 кв.м, расположенную по адресу: "адрес", кадастровый номер N
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 14 октября 2019 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационных жалобах представители Министерства обороны Российской Федерации Зотов В.В, Яшков В, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставят вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалоб указано на то, что решения о передаче спорного жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны не принималось, договор социального найма спорного жилого помещения с истцом не заключался, а потому истцом указанная квартира приватизирована быть не может. Кроме того, истец не представил документы, подтверждающие, что он ранее не участвовал в приватизации на территории Российской Федерации. Также, судом при принятии решения не учтено, что фактическое проживание Демидова Д.И. и членов его семьи в квартире не образует юридического факта занятия им жилого помещения на условиях социального найма ввиду отсутствия совокупности условий: не установлено отнесение спорного жилого помещения к жилому фонду социального использования, не представлены доказательства нахождения Демидова Д.И. на учете нуждающихся на получение жилья от Минобороны России, либо наличия права состоять на указанном учете. На момент вынесения приказа об исключении жилого помещения из числа служебных, спорная квартира к федеральному имуществу не относилась, собственником квартиры являлся субъект Российской Федерации - г.Москва, а потому командующий Черноморского флота Российской Федерации не имел полномочий на исключение ее из числа служебных.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства обороны Российской Федерации Смоленцева К.В. поддержала доводы кассационной жалобы, просила отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Принимая обжалуемые судебные постановления об удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходили из того, что спорная квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, сведения о передаче спорной квартиры из государственной собственности в муниципальную собственность, отсутствуют, доказательств, лишающих истца права на приватизацию спорной квартиры, в материалы дела не представлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Демидов Д.И. состоял в трудовых отношениях с учреждениями Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Черноморского флота от 31 августа 2001 года Демидову Д.И. выделена однокомнатная квартира, жилой площадью 20, 45 кв.м, расположенная по адресу: "адрес"
Ранее занимаемая им квартира, жилой площадью 12 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", распределена другому сотруднику Галееву Ф.Г.
10 октября 2001 года Демидову Д.И. выдан ордер на право занятия однокомнатной служебной квартиры по указанному адресу.
Из материалов дела следует, что квартира по адресу: "адрес" была получена супругой истца Лелекиной В.В. и приватизирована ею 19 ноября 1993 года, до брака с Демидовым Д.И, зарегистрированного 27 апреля 2000 года.
Истец и его супруга Лелекина В.В, зарегистрированы по месту жительства в квартире по адресу: "адрес" с 23 октября 2001 года.
Ранее Демидов Д.И. был зарегистрирован по адресу: "адрес" с 14 июня 1991 года по 9 июня 2000 года, а затем по адресу: г "адрес" в период с 16 июня 2000 года по 5 октября 2001 года. В приватизации указанных жилых помещений не участвовал.
Приказом командующего Черноморским флотом от 17 февраля 2005 года N 88 квартира по адресу: "адрес" объявленная служебной приказом командующего Черноморским флотом от 8 августа 2001 года N 468, исключена из числа служебных помещений.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 1 октября 2015 года на указанную квартиру зарегистрировано право собственности Российской Федерации на основании распоряжения Правительства Москвы N 401-P1I от 23 июля 2013 года, акта приема-передачи имущества от 28 августа 2015 года.
19 октября 2016 года на квартиру зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ "Крымское ТУПО" Минобороны России.
Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращался в различные органы управления и учреждения Минобороны России по вопросу передачи в собственность занимаемой квартиры, которые оставлены без удовлетворения.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно статье 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. В соответствии с требованиями статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 (в ред. от 20 декабря 2017 года) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон РФ "О приватизации"), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ "О приватизации", каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно статье 6 Закона РФ "О приватизации", передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного веления или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 18 ноября 2010 года N 1550 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями", на Департамент имущественных отношений Минобороны России возложены функции по закреплению права оперативного управления на приобретенные Минобороны России жилые помещения за федеральным государственным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ (ФГКУ "Специальное ТУПО" Минобороны России), организации передачи жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность, ведение реестра жилых помещений Министерства обороны.
5 марта 2015 года Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N 2580-р, создано федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, основными целями которого определены: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от 25 февраля 2014 года N ПО утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Минобороны России, согласно которому Департамент уполномочен, в том числе, от имени Минобороны России заключать договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав пользования и (или) владения имущественном Вооруженных Сил.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"", в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве, он разрешается судом по правилам искового производства.
В силу п. 5 вышеуказанного Постановления требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В соответствии с п. 8 указанного Постановления, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник жилого помещения и уполномоченные им органы на осуществление функций собственника, в том числе передать в собственность квартиру в порядке приватизации, являющиеся ответчиком по делу, устранились от исполнения своих обязанностей, что нарушает конституционное право истца, предусмотренное статьей 2 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда РФ" на получение квартиры в собственность в порядке приватизации, в котором им не может быть отказано в силу закона.
Материалами дела подтверждается, что квартира, расположенная по адресу: "адрес", находится в государственной собственности Российской Федерации. Приказом командующего Черноморским флотом от 17 февраля 2005 года данная квартира исключена из числа служебных.
Демидов Д.И. в приватизации жилых помещений, в которых был зарегистрирован по месту жительства с 1 июля 1991 года, не участвовал. Его супруга, ранее участвовавшая в приватизации жилья, отказалась от приватизации спорной квартиры.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает правомерными выводы нижестоящих судебных инстанций о том, что истец ранее право на бесплатную приватизацию не использовал, а потому имеет право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно, согласно Закону Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в РФ".
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Доводы жалоб о том, что спорная квартира не находится в пользовании истца на условиях социального найма, а потому не подлежит приватизации, судебной коллегии приняты быть не могут, поскольку на ответчиках лежит обязанность заключения договора социального найма, обеспечение правовых гарантий истца на бесплатную приватизацию спорной квартиры.
Судебная коллегия отмечает, что ответчиками по делу не представлено доказательств, препятствующих передаче жилья в собственность Демидову Д.И, равно как и того, что истец занимают квартиру без законных на то оснований.
Доказательств того, что истец в нарушение положений Жилищного кодекса РФ был обеспечен жильем, ответчиком не представлено. Право пользования истца спорной квартирой Министерством обороны РФ не оспаривалось, требований о выселении истца в связи с проживанием без законных оснований, не предъявлялось.
Спорное жилое помещение в настоящее время не является служебным, поскольку квартира исключена из числа служебных тем же органом, которым она была отнесена к служебному жилью, в связи с чем предоставленное истцу жилое помещение относится к жилищному фонду, подлежащему приватизации. Истец проживает в данном жилом помещении фактически на основании договора социального найма и имеет безусловное право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность, в порядке приватизации.
Доводы жалоб о том, что командующий Черноморским флотом РФ в 2005 году не вправе был принимать решение об исключении спорной квартиры из числа служебных квартир, судебная коллегия отклоняет.
Как следует из приказа командующего Черноморским флотом от 17 февраля 2005 года N 88 квартира по адресу: "адрес", была объявлена служебной приказом командующего Черноморским флотом от 8 августа 2001 года N 468. Приказом от 17 февраля 2005 года N 88 она исключена из числа служебных (л.д. 89, 118-120).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года N 643 "Об уполномоченном органе Правительства Российской Федерации по управлению жилищным фондом и объектами социально- бытового назначения в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота на территории Украины" управление Черноморского флота уполномочено на приобретение и осуществление от имени Российской Федерации имущественных прав и обязательств в отношении жилищного фонда и объектов социально-бытового назначения, расположенных в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины.
Из указанного следует, что командующий Черноморским флотом наделялся полномочиями по управлению от имени Российской Федерации жилищным фондом, относящимся к федеральной собственности.
На момент вынесения как приказа от 8 августа 2001 года N 468 о включении жилого помещения в число служебных, так и приказа от 17 февраля 2005 года N 88 об исключении квартиры их числа служебных, спорная квартира к федеральному имуществу не относилась, собственником квартиры по адресу: "адрес" являлся субъект Российской Федерации - г. Москва. В этой связи командующий Черноморским флотом Российской Федерации не имел права принимать решение ни о включении, ни об исключении жилого помещения из числа служебного жилья. Иных решений уполномоченных органов об отнесении спорной квартиры к числу служебных суду не представлено.
28 августа 2015 года данное имущество передано безвозмездно в собственность Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Крымское ТУИО", т.е. после вселения в спорную квартиру истца. Поскольку в силу закона жилье по договору социального найма предоставляется бессрочно, передача дома кому-либо в оперативное управление не лишает лиц, проживающих в этом доме, права пользования и права на приватизацию занимаемых квартир.
При таком положении, доводы жалоб в данной части, судебная коллегия отклоняет.
Иные доводы жалобы повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.