Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника АО "Почта России" Асмоловой З.И. на постановление судьи Хорошевского районного суда Москвы от 22 июня 2020 года, которым заместитель начальника почтамта по операционному управлению АО "Почта России" Асмолова З.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа ** рублей, УСТАНОВИЛ:
заместитель начальника почтамта по операционному управлению АО "Почта России" Асмолова З.И. признана виновной по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, а именно за то, что 08.06.2020 в 11.00 час по адресу: Москва, ул. ** допустила нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные при возникновении угрозы распространения, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина): в нарушение пп.1 и 3 ст.29 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.4.4 "СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", пп.1.2, 1.3. 8.3, 9.8-9.9 "СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", пп.1.2, 1.3, 2.1, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", пп.1.2, 1.3, 2.3, 2.6-2.7, 3.6.1-3.6.3. СП 3.5.1378-03. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", пп.1.3, 1.5, 2.1-2.3, 5.1 СП 1.1.1058-01. "Организация и проведение производственного контроля соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", допустило отсутствие в помещении отделения почтовой связи N 123181 дозаторов с кожным антисептиком для обработки рук посетителей (при входе, в зоне обслуживания) и персонала; нет обеззараживание воздуха в помещении с массовым пребыванием людей (зона обслуживания людей, рабочие кабинеты) использованием ультрафиолетовых бактерицидных облучателей закрытого типа (рециркуляторы), которые возможно применять круглосуточно в присутствии людей не установлены; социальная разметка нанесена и в подъезде жилого дома, входной контроль состояния здоровья сотрудников не осуществляется, бесконтактные термометры отсутствуют, журналы учета не ведутся, ПЦР-исследование сотрудников не проводится, запас СИЗ не обеспечен, контроль
не ведется, уборка не проводится, санитарно-техническое состояние помещения неудовлетворительное.
Не согласившись с данным постановлением судьи, заместителем начальника почтамта по операционному управлению АО "Почта России" Асмоловой З.И (в постановлении судьи указано ПАО, что является опиской, подлежащей исправлению в порядке ст.29.12.1 КоАП РФ) принесена жалоба в Московский городской суд, в которой просит постановление суда отменить, ссылаясь, что санитарные правила, нарушение которых вменено, к ней не имеют отношения.
В судебном заседании защитник заместителя начальника почтамта по операционному управлению АО "Почта России" Асмоловой З.И- ** А.В. доводы жалобы поддержала.
Проверив также материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи не усматриваю.
Согласно ч.2 ст.6.3 КоАП РФ н арушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт совершения административного правонарушения и вина заместителя начальника почтамта по операционному управлению АО "Почта России" Асмоловой З.И в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, подтверждаются доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 10.06.2020, актом проверки от 08.06.2020, выпиской из реестра федерального имущества, фотоматериалом, распоряжением о проведении проверки от 02.06.2020, обращением гр-ки ** И.Н. в административный орган, иными объективными письменными документами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины заместителя начальника почтамта по операционному управлению АО "Почта России" Асмоловой З.И в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, тем более в период режима повышенной готовности, должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок государственного надзора, выдаваемого предписания либо составления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении, поскольку нарушение вышеуказанных норм само по себе уже образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, что влечет наложение административного наказания.
Обоснованность привлечения заместителя начальника почтамта по операционному управлению АО "Почта России" Асмолову З.И к административной ответственности никаких сомнений не вызывает.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны соблюдать санитарные правила, а при их нарушении - приостановить или прекратить свою деятельность или работу соответствующих подразделений, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг, что отвечает требованиям Федерального от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Довод о том, что санитарные правила, нарушение которых вменено заместителю начальника почтамта по операционному управлению АО "Почта России" Асмоловой З.И, к ней не имеют никакого отношения, судом не принимается.
Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",,,,, Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).
В соответствии с пп.1 и 3 ст.29 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящего Федерального закона.
Согласно п.4.4 "СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
В соответствии с пп.1.2, 1.3. 8.3, 9.8-9.9 "СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", Санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями. Соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
Руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ. (пункт 8.3) Руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта). (пункт 9.8) Организациями обеспечивается выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ. (пункт 9.9)
Согласно пп.1.2, 1.3, 2.1, 2.6 "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно пп.1.2, 1.3, 2.3, 2.6-2.7, 3.6.1-3.6.3 "СП 3.5.1378-03. 3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг (далее - дезинфекционная деятельность). Санитарные правила обязательны для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью. При осуществлении дезинфекционной деятельности должны соблюдаться санитарные правила. Набор, площадь, оснащение и отделка производственных и бытовых помещений должны соответствовать требованиям санитарных правил. Дезинфекционные средства хранят в таре (упаковке) поставщика с этикеткой, в условиях, регламентированных нормативными документами на каждое средство, в специально предназначенных помещениях (складах). Тарная этикетка хранится весь период хранения (реализации) дезинфекционного средства. Дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий. Обеззараживание объектов проводят орошением, протиранием, обработкой аэрозолями, погружением и другими способами.
Выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.
Согласно пп.1.3, 1.5, 2.1-2.3, 5.1 "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", настоящие Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в том числе: приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг; прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной (безвредной) для человека, снять с реализации продукцию, не соответствующую санитарным правилам и представляющую опасность для человека, и принять меры по применению (использованию) такой продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожению; информировать орган, уполномоченный на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил; принять другие меры, предусмотренные действующим законодательством.
Из материалов прямо следует, что заместитель начальника почтамта по операционному управлению АО "Почта России" Асмолова З.И в период возникновения угрозы распространения, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), нарушило законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что выразилось в нарушении действующих санитарных и гигиенических нормативов, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, предусмотренных пп.1 и 3 ст.29 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", "СП 3.5.1378-03. 3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Вопреки жалобе, все эти санитарные правила обязательны для соблюдения всеми юридическими лицами, о чем в данных правилах прямо указано во вводной их части.
Довод о том, что "СП 3.5.1378-03. 3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" распространяется только на организации, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, несостоятелен, так как в период режима повышенной готовности в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, дезинфекция является обязательной в соответствии с требованиями "СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", "СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций".
Довод о том, что СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" действуют с 07.06.2020, а проверка проводилась 04.06.2020, несостоятелен, так как проверка проводилась до 08.06.2020.
Иные доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность постановления судьи районного суда.
Устранение нарушений ко дню рассмотрению судом дела и жалобы не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения и не является основанием, освобождающим от административной ответственности, поскольку нарушение действующих санитарных имело место на дату их выявления.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст.1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административное наказание назначено в соответствии со ст.юст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, является минимальным и соразмерно содеянному.
Оснований для отмены или изменения постановления судьи не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Хорошевского районного суда Москвы от 22 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника почтамта по операционному управлению АО "Почта России" Асмоловой З.И оставить без изменения, жалобу -без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.