Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р, с участием прокурора Драева Т.К, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по Правоторова Александра Николаевича к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и КЧР об оспаривании доклада о результатах проверки, решения комиссии, приказов о применении дисциплинарных взысканий, заключения о результатах служебной проверки, приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов, по кассационной жалобе Правоторова Александра Николаевича на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 08 июля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 ноября 2019 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В, Правоторова Александра Николаевича и его представителя Болхову Светлану Сергеевну, поддержавших доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего обжалуемые судебные постановления законными и не подлежащими отмене, изучив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 08 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 ноября 2019 года, Правоторову А.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и КЧР об оспаривании доклада о результатах проверки решения комиссии, приказов о применении дисциплинарных взысканий, заключения о результатах служебной проверки, приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов.
В кассационной жалобе Правоторов А.Н. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не были допущены.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Так, пунктам 1 и 2 ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлена обязанность гражданского служащего соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (ч. 1 ст. 56 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и п. 6 ч. 1 ст. 37 этого же федерального закона.
В части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" содержится перечень оснований, по которым служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).
Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьёй 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что гражданская служба является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации. Служебная дисциплина на гражданской службе состоит в обязательном соблюдении гражданским служащим служебного распорядка государственного органа и должностного регламента. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя имеет право применить к гражданскому служащему дисциплинарные взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в том числе в виде увольнения с гражданской службы по соответствующим основаниям.
В частности, таким основанием для расторжения служебного контракта с гражданским служащим является неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (пункт 2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме и провести служебную проверку в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Правоторов А.Н. работал в управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике в должности государственного инспектора отдела фитосанитарного надзора и качества зерна по Ставропольскому краю.
При исполнении служебных и должностных обязанностей Правоторов А.Н. руководствовался служебным контрактом о прохождении федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, заключенным 29.06.2016, и должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Управлении должность федеральной государственной гражданской службы государственного инспектора отдела фитосанитарного надзора и качества зерна по Ставропольскому краю, утвержденным 13.07.2018.
В соответствии с должностным регламентом Правоторов А.Н. должен соблюдать Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (п. 9.1).
Приказом от 16.11.2018 "данные изъяты"-д к Правоторову А.Н. применено дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 3 статьи 59.1 Федерального закона N 79-ФЗ, в виде предупреждения о неполном должностном соответствии. Основанием явилось нарушение требований к служебному поведению, а также исполнение ненадлежащим образом взятых на себя обязанностей и обязательств, которые выразились в неоднократном использование в 2017 году в нерабочие дни, при отсутствии путевых листов, служебного автомобиля в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей (л.д.70-71).
Приказом от 12.12.2018 "данные изъяты"-д к Правоторову А.Н. применено дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 57 Федерального закона N 79-ФЗ, в виде выговора за игнорирование требований руководителя Управления о необходимости явиться в первый день по истечении срока больничного листа в отдел государственной службы, кадров и профилактики коррупционных правонарушений, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 79- ФЗ, а также п.п. 9.1, 10.23 должностного регламента государственного инспектора отдела фитосанитарного надзора и качества зерна по Ставропольскому краю.
Приказом от 05 марта 2019 года N 102-к Проваторов А.В. привлечён к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с расторжением служебного контракта и освобождением от замещаемой должности, за нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также п.п. 10.1, 10.2, 10.17 должностного регламента государственного инспектора отдела фитосанитарного надзора и качества зерна по Ставропольскому краю, которое выразилось в допущенных им существенных недостатках при проведении внеплановой документальной проверки в период с 12.12.2018 по 24.12.2018 в отношении ООО "АгроГруппСолнечный" и в ненадлежащем оформлении материалов административного дела, последующее устранение которых привело к истечению срока привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
Разрешая спор по существу и отказывая Правоторову А.Н. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что истцом действительно были допущены нарушения служебной дисциплины, которые указаны в заключении служебной проверки 15.02.2019, "данные изъяты", в докладе о результатах проверки соблюдения требований к служебному поведению от 12.10.2018 "данные изъяты", а также в решении комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих от 16.11.2018 "данные изъяты".
При этом суд первой инстанции исходил из того, что установленное в ходе служебной проверки ненадлежащее исполнение истцом своих должностных обязанностей, за которые он привлекался к дисциплинарной ответственности 16.11.2018 и 12.12.2018 нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, факт дисциплинарного проступка, который явился основанием для основанием для дисциплинарного взыскания в виде увольнения, подтверждён результатами служебной проверки, судом установлен.
Суд первой инстанции также установил, что служебные проверки в отношении Правоторова А.Н. проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", при применении дисциплинарного взыскания были учтены тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, степень вины, предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей.
Нарушений ответчиком порядка, сроков проведения служебных проверок и привлечения к дисциплинарной ответственности Правоторова А.Н, судом первой инстанции не установлено.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными, поскольку указанные выводы основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела. Основания и мотивы, по которым судебные инстанции пришли к таким выводам, а также доказательства, принятые судами во внимание, подробно приведены в мотивировочной части оспариваемых решения и апелляционного определения.
В целом доводы кассационной жалобы тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, они обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Представленным доказательствам дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 08 июля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правоторова Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий подпись С.В. Черчага
Судьи подпись Т.В. Камышова
подпись Р.Р. Нурмухаметова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.