Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в городе Кузнецке, Кузнецком, Сосновоборском, Никольском, Неверкинском, Лопатинском, Камешкирском, Городищенском районах ФИО1 на вступившее в законную силу решение Пензенского областного суда от 26 марта 2020 года, вынесенное в отношении ООО "Дьюти Фри-Пенза" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением главного государственного санитарного врача по г. Кузнецку, Кузнецкому, Сосновоборскому, Никольскому, Неверкинскому, Лопатинскому, Камешкирскому, Городищенскому районам от 25 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением руководителя Управления Роспотребнадзора по Пензенской области от 24 октября 2019 года, решением судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 24 января 2020 года, ООО "Дьюти Фри-Пенза" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Пензенского областного суда от 26 марта 2020 года постановление главного государственного санитарного врача по г. Кузнецку, Кузнецкому, Сосновоборскому, Никольскому, Неверкинскому, Лопатинскому, Камешкирскому, Городищенскому районам от 25 сентября 2019 года, решение руководителя Управления Роспотребнадзора по Пензенской области от 24 октября 2019 года, решение судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 24 января 2020 года отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в городе Кузнецке, Кузнецком, Сосновоборском, Никольском, Неверкинском, Лопатинском, Камешкирском, Городищенском районах Салихов К.Ф. просит отменить решение судьи Пензенского областного суда от 26 марта 2020 года, приводя доводы о его незаконности.
ООО "Дьюти Фри-Пенза", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее не представило.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела усматривается, что постановлением главного государственного санитарного врача по г. Кузнецку, Кузнецкому, Сосновоборскому, Никольскому, Неверкинскому, Лопатинскому, Камешкирскому, Городищенскому районам N 606 от 25 сентября 2019 года ООО "Дьюти Фри-Пенза" было привлечено к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, именно: не осуществлен текущий ремонт потолка в складском помещении; подвесной потолок армстронг имеет дефекты; часть потолочных панелей имеют дефекты в виде трещин, сколов, также плиты имеют следы потеков; под потолком провода, идущие в кабель канале, не закрыты крышкой, что препятствует проведению влажной уборки; в торговом зале и в складском помещении имеется пыль, грязь и трупы мух; в помещении не имеется в наличии аптечки для оказания первой медицинской помощи, что является нарушением требований пунктов 5.9, 10.1, 10.8, 13.6 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
Указанные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий были выявлены 9 сентября 2019 года в 10 часов 15 минут в ходе проведения плановой выездной проверки и осмотра производственных помещений магазина "Дьюти-Фри", расположенного по адресу: "адрес".
Руководитель Управления Роспотребнадзора по Пензенской области и судья Кузнецкого районного суда Пензенской области согласились с выводами должностного лица территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в городе Кузнецке, Кузнецком, Сосновоборском, Никольском, Неверкинском, Лопатинском, Камешкирском, Городищенском районах.
При рассмотрении жалобы юридического лица на указанные выше постановление и решение должностных лиц, решение судьи районного суда судьей областного суда было установлено, что ранее 26 сентября 2019 года постановлением об административном правонарушении N 1173 ООО "Дьюти Фри-Пенза" было привлечено к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение санитарно-эпидемиологический требований к содержанию общественных зданий при эксплуатации магазина, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Ворошилова, д. 1, а именно за нарушение пунктов 5.9, 5.10 и 10.8 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", которое было выявлено в ходе проведения плановой выездной проверки 27 августа 2019 года.
С учётом установленных обстоятельств, судья областного суда, отменяя состоявшие по настоящему делу процессуальные акты, и прекращая производство по делу, пришел к выводу о том, что вменённое ООО "Дьюти Фри-Пенза" деяние не образует состава самостоятельного административного правонарушения, в связи с чем повторное привлечение юридического лица к установленной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственности противоречит требованиям пункта 7 части 1 статьи 24.5 названного кодекса.
При этом, судья областного суда, делая данный вывод, исходил из того, что плановая проверка Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в отношении ООО "Дьюти Фри-Пенза", а именно проверка магазинов указанного юридического лица, была проведена на основании одного распоряжения, в небольшой промежуток времени и в обоих случаях правонарушение выразилось в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений и зданий.
Вместе с тем с таким выводом судьи Пензенского областного суда согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Назначение одного административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений возможно только при наличии идеальной совокупности административных правонарушений, то есть в случаях и при условиях, предусмотренных частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено в качестве основания для прекращения производства по делу наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Однако в рассматриваемом случае не имеется оснований ни для применения положений указанных правовых норм, ни для вывода о повторности совершенного административного правонарушения, вмененного ООО "Дьюти Фри-Пенза".
Из материалов дела усматривается, что должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Пензенской области была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Дьюти Фри-Пенза", в ходе которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований эксплуатации принадлежащих юридическому лицу помещений на двух объектах, расположенных по адресам: "адрес" возбуждено два дела об административных правонарушениях, и составлено два протокола об административных правонарушениях, в одном из которых зафиксировано нарушение юридическим лицом требований пунктов 5.9, 10.1, 10.8, 13.6 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", в другом - пунктов 5.9, 5.10 и 10.8 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
Таким образом, поскольку ООО "Дьюти Фри-Пенза" допущено несколько самостоятельных правонарушений, допущены нарушения требований разных пунктов СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" на различных объектах по разным адресам, оно подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Таким образом, с учётом изложенного выше имеются основания для вывода о том, что при производстве по настоящему делу об административном правонарушении требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соблюдены, меры к всестороннему, полному и объективному разрешению дела не приняты.
При таких обстоятельствах решение судьи Пензенского областного суда от 26 марта 2020 года, вынесенное в отношении ООО "Дьюти Фри-Пенза" по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Пензенский областной суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
решение судьи Пензенского областного суда от 26 марта 2020 года, вынесенное в отношении ООО "Дьюти Фри-Пенза" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Пензенский областной суд.
Судья подпись О.Н. Найденова
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.