Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего наименование организации, судей фио, фио, при помощнике фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Головинского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
- в удовлетворении исковых требований фио к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ " Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании действий незаконными - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании действий незаконными, просил признать незаконными действия ответчиков по выделению фио как члену, на тот момент, семьи истца жилой площади в размере 18кв.м, просил взыскать с ответчиков в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
Исковые требования мотивированы тем, что, являясь подполковником запаса, истец ранее проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ. На основании договора социального найма жилого помещения N09/13 от дата истцу на его семью было предоставлено жилое помещение по адресу: адрес. В данной квартире зарегистрированы истец, а также его бывшая супруга фио и двое несовершеннолетних детей. В настоящее время истцу стало известно, что его бывшая супруга, продолжая проходить действительную военную службу в адрес в войсковой части 98552, является участником НИС для военнослужащих и состоит в списках участников данной программы с дата Истец полагает, что фио должна была быть обеспечена, как участник НИС жилой площадью в соответствии с положениями Федерального закона N117-ФЗ, а не как член семьи военнослужащего; полагает, что в силу действующего законодательства право военнослужащего на предоставление жилья носит заявительный характер и может использоваться один раз. Выделение руководством МО РФ, а именно ФГКУ адрес адрес, жилой площади на бывшую супругу истца является необоснованным и незаконным, а также нарушает права истца. фио сделала свой выбор по основаниям обеспечения ее жилой площадью через программу НИС, должна быть обеспечена жильем через эту программу, а не как член семьи истца.
Истец фио в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель ответчика ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо фио о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, мнения по иску не представила.
Представитель третьего лица ФГКУ "РОСВОЕНИПОТЕКА" в судебное заседание не явился, извещен, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении иска отказать, указав, что в настоящий момент бывшая супруга истца своим правом на использование накоплений не воспользовалась, целевой жилищный заем не получен, средства накоплений не выплачены (л.д.36-37).
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит истец фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, утверждая, что суд неверно установилфактические обстоятельства, неправильно применил нормы материального права, утверждает, что суд не дано надлежащей оценки фактам, изложенным истцом в исковом заявлении и предоставленных им доказательствах, включение в договор социального найма его жены было незаконным.
Проверив материалы дела, выслушав истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся в судебное заседание участников процесса, извещенных о дне и времени слушания, и находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Согласно ст.40 Конституции РФ 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п.1, 2, 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от дата N1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций. Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе наименование организации Министерства обороны Российской Федерации, на которые возложены функции по принятию заявлений от военнослужащих для признания их нуждающимися в жилых помещениях, признанию их нуждающимися в жилых помещениях, снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, принятию решения о предоставлении жилых помещений.
Согласно ст.15 Федерального закона от дата N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" 1. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
14. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
18. Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, нанимателем квартиры, расположенной по адресу: адрес, является фио на основании договора социального найма N09/13 от дата (л.д.8).
Совместно с нанимателем в договор социального найма включены супруга фио, несовершеннолетние дети фио паспортные данные, фио паспортные данные
Решением мирового судьи судебного участка адрес от дата брак между фио и фио прекращен дата
Настаивая на удовлетворении иска, фио ссылался на незаконные действия ответчиков, нарушающие его права, в виде двойного обеспечения его бывшей супруги жилой площадью, однако судом данные доводы истца признаны несостоятельными, поскольку не нашли своего объективного подтверждения при рассмотрении дела.
фио был обеспечен жилым помещением по договору социального найма в дата путем предоставления жилого помещения в виде трехкомнатной квартиры общей площадью 72, 8 кв.м, расположенной по адресу: адрес. Данное жилое помещение было предоставлено на семью из четырех человек : фио, его супруге фио и дочерям фио, фио, то есть жилое помещение предоставлено с учетом права каждого члена семьи на предоставление жилой площади по 18 кв.м на каждого.
То обстоятельство, что в дата брак между фио и фио был прекращен не опровергает право членов семьи истца на обеспечение жилым помещением в качестве членов семьи военнослужащего фио, возникшее ранее прекращения брака.
Бывшая супруга фио, как военнослужащий, является участником накопительно-ипотечной системы, то есть обеспечивается жилым помещением по иному, самостоятельному основанию. До возникновения у военнослужащего права на использование накоплений денежные средства предоставляются участнику на возвратной основе.
Приобретенное участником жилое помещение учитывается при определении нуждаемости членов его семьи, а также размера предоставляемых очереднику жилого помещения или жилищной субсидии.
Как следует из возражений третьего лица, каждому военнослужащему гарантируется возможность реализовать свое право на жилищное обеспечение независимо от того, кто является членом семьи и были ли члены семьи обеспечены жильем за счет государства. В настоящий момент бывшая супруга истца фио своим правом на использование накоплений не воспользовалась, целевой жилищный заем не получила.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд признал исковые требования не подлежащими удовлетворению, так как предоставление истцу жилого помещения по договору социального найма с учетом состава его семьи на момент реализации его права произведено в соответствии с требованием действующего законодательства и не нарушает прав истца. Само по себе включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы не является фактическим обеспечением жильем.
При этом суд отметил в своем решении, что доводы истца о прекращении семейных отношений с фио могли бы служить основанием для оспаривания законности решения о предоставлении фио жилого помещения в виде трехкомнатной квартиры площадью 72, 8 кв.м, расположенной по адресу: адрес, и заключенного на основании этого решения договора социального найма N09/13 от дата, однако такие исковые требования истцом не были заявлены и судом не рассматривались.
Выводы решения об отказе в удовлетворении заявленных требований коллегия полагает правильными, поскольку они сделаны на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную истцом позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств и иного применения норм права судебная коллегия не усматривает.
Реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до дата, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя военнослужащим определенной в указанных нормах категории гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон от дата N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Как верно указано судом первой инстанции, предоставление истцу и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма является законным, вопрос о правах фио был разрешен верно, ей было предоставлено жилье в качестве члена семьи. Утверждение истца о двойном обеспечении бывшей супруги жилой площадью является преждевременным, поскольку сведений о том, что она воспользовалась своим правом на получение НИС в настоящий момент суду не представлено.
Судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, правильно применен к правоотношениям сторон материальный закон, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, вследствие чего оснований к отмене решения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Головинского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.