Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе истца Председателя Правления Региональной общественной организации потребителей "Общество защиты прав потребителей" "Ревизор ЖКХ" фио на решение Перовского районного суда адрес от 19 ноября 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Региональной общественной организации потребителей "Общества защиты прав потребителей "Ревизор ЖКХ" в интересах фио к ГБУ "Жилищник района Перово" о защите прав потребителя, компенсации ущерба, нанесенного оказанием услуг ненадлежащего качества, понуждение к исполнению требований законодательства РФ - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Представитель истца Региональной общественной организации потребителей "Общество защиты прав потребителей "Ревизор ЖКХ" обратилась в суд с иском в интересах фио к ГБУ "Жилищник района Перово" о защите прав потребителя, возмещении ущерба, обязании произвести перерасчет, взыскании неустоек, компенсации морального вреда, штрафа, понуждении и просила суд согласно уточненным требованиям понудить ГБУ "Жилищник района Перово" исполнить требования ФЗ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", разработать и довести до сведения собственников помещений в многоквартирном доме потребителя предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме потребителя, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий за 2016, 2017, 2018 г.г, в срок на усмотрение суда в многоквартирном доме по адресу: адрес.
В обоснование своих требований указывает, что 28.11.2018 г в РООП "ОЗПП "Ревизор ЖКХ" обратилась фио, зарегистрированная по адресу: адрес... с заявлением, полагая, что ее права как потребителя со стороны управляющей организацией были нарушены, поскольку до нее не была доведена информация о проведении обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности. Управляющей организацией дома по адресу: адрес, является ГБУ "Жилищник района Перово". 22.08.2018 года истец обратилась к ответчику с претензией - запросом о предоставлении информации. 03.09.2018 года от управляющей организацией был получен ответ на претензию, не содержащий сведений, запрашиваемых истцом, а именно не содержащих разработанных управляющей организацией предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме истца, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Ввиду фактического отказа управляющей организацией от исполнения своих обязательств, было принято решение об обращении в суд с настоящим иском, поскольку управляющая организация обязана подготовить и предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий в 2016, 2017, 2018 г..г.
Управляющая организация нарушила права фио на получение услуг надлежащего качества и объема, нарушив законодательство РФ об энергосбережении, управляющая организация тем самым причинила имущественный вред собственникам помещений, выражающийся в виде повышенных платежей на коммунальные услуги "отопление", "горячая вода", "электроэнергия", в том числе в составе платы за содержание жилого помещения, а также убытки, в виде упущенной выгоды. 31.12.2016 г управляющей организацией должны быть представлены предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий за 2016 г..С января 2016 г..истцом по статье "содержание и ремонт" оплачено 34 009 руб. 56 коп. в пользу управляющей организации, и поскольку управляющей организацией услуги не были оказаны надлежащим образом указанная сумма подлежит взысканию в счет убытков. Кроме того, поскольку ответчиком был нарушен срок начала оказания услуг по доведению до потребителя информации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в размере 29 320 руб.... коп, и неустойка за нарушение срока окончания услуг в размере 29 320 руб.... коп.
В связи с чем, истец просил суд обязать ГБУ "Жилищник района Перово" в соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме произвести перерасчет по услуге "содержание и ремонт" для квартиры потребителя - фио, ввиду нарушения управляющей организацией ФЗ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" взыскать неустойку в размере 34 009 руб. 56 коп, взыскать с ГБУ "Жилищник района Перово" - 34 009 руб. 56 коп, в счет возмещения убытков (упущенной выгоды) за нарушение сроков выполнения работы; взыскать с ГБУ "Жилищник района Перово" в размере 29 320 руб.... коп. неустойки, предусмотренной пунктом 5 статьи 28 Закона "О защите прав потребителей" за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги); взыскать с ГБУ "Жилищник района Перово" - 29 320 руб.... коп., в счет неустойки, предусмотренной пунктом 5 статьи 28 Закона "О защите прав потребителей" за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги); взыскать в ГБУ "Жилищник района Перово" - 34 009 руб. 56 коп. неустойку за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя; взыскать с ГБУ "Жилищник района Перово" в пользу фио- 15 000 руб. в счет компенсации морального вреда; взыскать с ГБУ "Жилищник района Перово" в пользу фио штраф в размере 25%; взыскать с ГБУ "Жилищник района Перово" в пользу РООП "ОЗПП "Ревизор ЖКХ" штраф в размере 25 % от суммы требований, удовлетворенных судом в пользу фио
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит Председатель Правления Региональной общественной организации потребителей "Общество защиты прав потребителей" "Ревизор ЖКХ" фио по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ГБУ г. Москвы "Жилищник района Перово" по доверенности фио в судебном заседании судебной коллегии Московского городского суда возражал против доводов апелляционной жалобы.
Истец фио и ее представитель Региональная общественная организация потребителей "Общество защиты прав потребителей" "Ревизор ЖКХ" в судебное заседание Московского городского суда не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили. При таком положении судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, признав причины неявки неуважительными.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ГБУ г.Москвы "Жилищник района Перово" по доверенности фио, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, обоснованным, и подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно п.п. ж) п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (п.п. и) п. 11).
Как следует из пунктов 5-7 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. В данном перечне мероприятий должно содержаться указание на обязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован; возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий; определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.
Перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу фио принадлежит на праве собственности квартира N.., расположенная по адресу: адрес.
Истец фио зарегистрирована и проживает в квартире N.., расположенной по адресу: адрес, что подтверждается единым жилищным документом.
Управляющей организацией дома по адресу: адрес, является ГБУ "Жилищник района Перово".
Истец, обращаясь в суд с иском, ссылалась на то обстоятельство, что ответчик - управляющая организация ГБУ "Жилищник района Перово", в нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не предоставил собственникам жилых помещений информацию о перечне мероприятий для многоквартирных домов, в которых проживают истцы, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества многоквартирного дома адрес, реализация которого обеспечивается лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, утверждена Постановлением Правительства Москвы от 06.12.2011 года N 574-ПП, согласно которому разработка и доведение до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложений и мероприятиях по энергосбережению и повышению эффективности с многоквартирном доме лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, а также информирование жителей о возможных типовых решениях повышения энергетической эффективности осуществляется с использованием сети Интернет.
При этом суд пришел к выводам, что доводы истца являются несостоятельными, поскольку, как было установлено в ходе судебного разбирательства вышеуказанная информация размещена на официальном сайте www.dom.mos.ru, которая находится в общем доступе и стороной ответчика были представлены сведения о размещении на сайте ГБУ "Жилищник района Перово" информации о раскрытии проделанной работы и что размещение ответчиком как управляющей компанией домов, в которых проживает истец в сети Интернет предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению эффективности в многоквартирном доме, полностью соответствует требованиям закона и принятых на их основе подзаконных актах, ввиду чего доводы истца о несоблюдении ответчиком требований ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" на фактических обстоятельствах дела не основаны.
Исковые требования истца об обязании ответчика в соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме произвести перерасчет по услуге "содержание и ремонт" (содержание и ремонт вторичного жилья) для квартиры потребителя фио суд также обоснованно отклонил, поскольку со стороны ответчика не усматривается нарушений действующего законодательства по информированию собственников жилых помещений о мероприятиях по энергосбережению.
В отсутствие оснований для удовлетворения первоначальных исковых требований, суд законно и обоснованно не нашел правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца убытков, предусмотренных пунктом 1 статьи 28 Закона "О защите прав потребителей", неустойки на основании пункта 3 статьи 31 Закона "О защите прав потребителей", неустойки за нарушение сроков начала и окончания работ на основании пункта 5 статьи 28 Закона "О защите прав потребителей", компенсации морального вреда, штрафа.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется, т.к. они основаны на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Учитывая, что доводы истца не нашли свое подтверждение в судебном заседании, суд законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Довод апелляционной жалобы о том, что единственным способом для определения перечня мероприятий по повышению энергетической эффективности многоквартирного дома является энергетическое обследование или энергоаудит, в результате которого составляется энергетический паспорт здания, предусмотренный ФЗ-261 и другими нормативными документами, не может служить основанием к отмене решения, поскольку сводится к иной оценке доказательств по делу.
Довод апелляционной жалобы о том, что на сайте www.reformagkh.ru запрашиваемы истцом сведения не опубликованы, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку вышеуказанная информация размещена на официальном сайте www.dom.mos.ru.
Другие доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого судом решения и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешилв соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.