Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Масленниковой Л.В, судей Рачиной К.А, Мызниковой Н.В.
при помощнике судьи Бухареве И.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А. дело по апелляционной жалобе Танабаевой З.К. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 19 августа 2019 г, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Танабаевой З.К. к Управлению социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы об оспаривании отказа в единовременной выплате отказать, установила:
Танабаева З.К. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы (далее - УСЗН ТиНАО г. Москвы) об обязании выплатить единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований Танабаева З.К. указала, что в 2018 году она усыновила несовершеннолетнего Т, ******* года рождения, и удочерила несовершеннолетнюю Т, ******* года рождения, что подтверждается вступившим в законную силу решением Узгенского районного суда Ошской области Кыргызской Республики от 26 января 2018 г.
19 марта 2019 г. она обратилась в Вороновский отдел социальной защиты населения по ТиНАО г. Москвы с заявлением о выплате ей единовременной компенсации на возмещение расходов в связи с усыновлением несовершеннолетних Т. и Т, однако решением ответчика от 17 апреля 2019 г. ей было отказано в назначении названной компенсационной выплаты в связи истечением срока подачи заявления. Танабаева З.К. указанное решение считает незаконным, ссылаясь на уважительность причин пропуска срока подачи заявления, в частности на то, что она является многодетной матерью, у нее на иждивении находится десять несовершеннолетних детей, двое из которых имеют статус ребенка-инвалида.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Танабаева З.К.
Судебной коллегией протокольным определением от 28 июля 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327 1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав и стца Танабаеву З.К, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика УСЗН ТиНАО г. Москвы Самохину Л.В, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 37 ГПК РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста 18 лет, и организациям (часть 1).
В силу пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Учитывая, что при рассмотрении данных исковых требований могут быть затронуты права Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, к компетенции которого отнесено решение вопросов о восстановлении срока на получение спорной единовременной компенсационной выплаты, который к участию в деле судом первой инстанции привлечен не был, судебная коллегия находит, что допущенные судом нарушения процессуального закона являются существенными, и приходит к выводу об отмене решения суда по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ.
В соответствии с протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 июля 2020 г. настоящее дело слушается апелляционной инстанцией по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, при этом, как указывалось ранее, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.
Рассматривая исковые требования по существу, судебная коллегия приходит к следующему.
При разрешении спора судом установлено, что решением Узгенского районного суда Ошской области Кыргызской Республики от 26 января 2018 г, вступившим в законную силу 27 февраля 2018 г, установлено удочерение/усыновление истцом Танабаевой З.К. в отношении несовершеннолетних Т, ********** года рождения, и Т, ********* года рождения (фамилии детей изменены после усыновления/удочерения).
19 и 20 марта 2019 г. Танабаева З.К. обратилась в Вороновский УСЗН ТиНАО г. Москвы с заявлениями о назначении и предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Решениями от 17 апреля 2019 г. Вороновский отдел социальной защиты населения ТиНАО г. Москвы отказал Танабаевой З.К. в назначении названной компенсационной выплаты по причине истечения годичного срока подачи заявления, который следует исчислять с 27 февраля 2018 г, то есть с момента вступления в законную силу решения Узгенского районного суда Ошской области Кыргызской Республики от 26 января 2018 г. об усыновлении/удочерении.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В части 1 статьи 3 названного федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве регулируются Законом г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (далее - Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61).
На возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка в городе Москве усыновителю (одному из усыновителей) устанавливается единовременная компенсационная выплата в порядке и размере, установленных Правительством Москвы (статья 7 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61).
Вопросы, связанные с установлением и выплатой единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве, регулируются Порядком установления и выплаты единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N 376-ПП (далее - Порядок установления и выплаты единовременной компенсационной выплаты).
Согласно пункту 1.1 Порядка установления и выплаты единовременной компенсационной выплаты единовременная компенсационная выплата, предусмотренная статьей 7 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 (далее - единовременная компенсация), предоставляется усыновителю (одному из усыновителей), являющемуся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, имеющему место жительства в Российской Федерации. Место жительства устанавливается по данным органов регистрационного учета.
Органами, осуществляющими назначение и выплату единовременной компенсации, являются управления социальной защиты населения города Москвы по месту жительства усыновителя (далее - управления социальной защиты населения), а для усыновителей, имеющих место жительства за пределами города Москвы, - Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (пункт 1.3 Порядка установления и выплаты единовременной компенсационной выплаты).
Единовременная компенсация назначается на основании заявления и документов, перечисленных в пункте 2.1 Порядка установления и выплаты единовременной компенсационной выплаты.
Единовременная компенсация назначается, если обращение за ней последовало не позднее одного года со дня усыновления ребенка (абзац первый пункта 3.1 Порядка установления и выплаты единовременной компенсационной выплаты).
Таким образом, поскольку решение Узгенского районного суда Ошской области Кыргызской Республики от 26 января 2018 г, которым установлено удочерение/усыновление истцом Танабаевой З.К. в отношении несовершеннолетних Т, ********** года рождения, и Т, ********* года рождения, вступило в законную силу 27 февраля 2018 г, годичный срок обращения с заявлением в управление социальной защиты населения о назначении единовременной компенсации истекал 27 февраля 2019 г, обращение же за выплатой последовало. Как указывалось ранее - 19 и 20 марта 2019 года.
Между тем, абзацем вторым пункта 3.1 Порядка установления и выплаты единовременной компенсационной выплаты установлено, что при обращении за единовременной компенсацией по истечении срока, указанного в абзаце первом этого же пункта, вопрос о возможности ее выплаты решается в каждом конкретном случае Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы при представлении документов, подтверждающих уважительную причину пропуска срока обращения.
Из материалов дела следует, что после вынесения Вороновским отделом социальной защиты населения ТиНАО г. Москвы решений от 17 апреля 2019 г. об отказе в назначении единовременной компенсации Танабаева З.К. с соответствующим заявлением и документами в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не обращалась.
Однако, принимая во внимание, что Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы привлечен к участию в данном деле в качестве третьего лица, судебная коллегия считает возможным рассмотреть вопрос об уважительности причин пропуска истцом Танабаевой З.К. срока на обращение с заявлением о назначении единовременной компенсации в рамках настоящего дела.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1);
гарантируется право на заботу о детях и их воспитание (статья 38, часть 2); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Из материалов дела следует, что Танабаева З.К. является многодетной матерью, что подтверждено удостоверением многодетной семьи города Москвы, выданным 16 октября 2018 г. (л.д. 8). В период после вступления в законную силу решения Узгенского районного суда Ошской области Кыргызской Республики от 26 января 2018 г. н а иждивении Танабаевой З.К. находилось десять несовершеннолетних детей, двое из которых (Т, ******* года рождения, и Т, ******* года рождения) имеют статус ребенка-инвалида (л.д. 19, 20). Кроме того, в этот же период, а именно - 05 апреля 2018 г. Танабаева З.К. родила ребенка - Т. и осуществляла уход за новорожденным.
Таким образом, приоритетными обязанностями для Танабаевой З.К, являющейся матерью десятерых несовершеннолетних детей, в указанный период являлись защита их здоровья и интересов, забота о детях, уход за ними и их воспитание.
Исходя из изложенного и с учетом установленных Конституцией Российской Федерации гарантий прав женщины на материнство, на заботу о детях и их воспитание, на сохранение условий, обеспечивающих выполнение ею социальных функций, связанных с материнством и детством, судебная коллегия признает причины, по которым Танабаева З.К. обратилась в Вороновский УСЗН ТиНАО г. Москвы с заявлениями о назначении и предоставлении ей единовременной компенсации с незначительным пропуском годичного срока уважительными, а этот срок - подлежащим восстановлению.
Учитывая, что отказ ответчика последовал исключительно в связи с пропуском истцом срока на обращение за указанной выплатой, при этом само по себе право Танабаевой З.К. на ее получение не оспаривалось, что подтвердила в суде апелляционной инстанции представитель ответчика, соответственно, подлежат удовлетворению и требования Танабаевой З.К. об обязании выплатить единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с усыновлением несовершеннолетних Т, ********* года рождения, Т, ********* года рождения.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, определила:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 19 августа 2019 г. отменить.
Восстановить Танабаевой З.К. срок на обращение за единовременной компенсационной выплатой в связи с усыновлением Т, Т.
Обязать Управление социальной защиты населения Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы выплатить Танабаевой З.К. единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с усыновлением Танабаевой З.К. Т, Т.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.