Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-1705/2020 по административному исковому заявлению Беляевой Оксаны Ивановны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость нежилых помещений по адресу: город Москва, ул. -------в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером ----- равной рыночной стоимости в размере 4 099 166, 67 рублей.
- помещение с кадастровым номером ----- равной рыночной стоимости в размере 55 833, 33 рублей
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником помещений. В соответствии со ст.400 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости, налоговая база по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости помещений.
Кадастровая стоимость помещений утверждена по состоянию на 01 января 2019 года актом ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" в следующем размере:
- в отношении помещения с кадастровым номером ---- в размере 48 420 992, 84 рублей, - в отношении помещения с кадастровым номером ---- в размере 473 007, 13 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику НП Судебных экспертов и оценщиков "Союз" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости помещений. Согласно отчету об оценке N 9/1-12-С-1 рыночная стоимость объектов недвижимости на дату установления их кадастровой стоимости определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
Рассмотрев в открытом судебном заседании настоящее административное дело, изучив административное исковое заявление, возражения на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат помещения по адресу: город Москва, ул. ----- с кадастровыми номерами -----, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости.
Актуальная кадастровая стоимость помещений утверждена по состоянию на 01 января 2019 года актом ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" в следующем размере:
- в отношении помещения с кадастровым номером ---- в размере 48 420 992, 84 рублей, - в отношении помещения с кадастровым номером ----- в размере 473 007, 13 рублей.
Административный истец в силу требований 32 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, административный истец имеет правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости помещений и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный независимым оценщиком НП Судебных экспертов и оценщиков "Союз". Согласно отчету об оценке N 9/1-12-С-1 рыночная стоимость объектов недвижимости на дату установления их кадастровой стоимости определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд.
Представитель административного ответчика в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований административного истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объектов недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объектов недвижимости и в целях устранения возникших сомнений, по ходатайству сторон определением Московского городского суда от 21 ноября 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО ------.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, поступившей в Московский городской суд 18 декабря 2019 года, отчет об оценке, представленный административным истцом и составленный независимым оценщиком НП Судебных экспертов и оценщиков "Союз" N 9/1-12-С-1, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Стороны данный вывод судебного эксперта не оспаривали.
Рыночная стоимость помещений по адресу: город Москва, ул. ----- определена экспертом в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером --- в размере 23 304 595 рублей, - помещение с кадастровым номером --- в размере 128 693 рублей.
Представители административного истца, Департамента городского имущества города Москвы, ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" с заключением эксперта не согласились, представили письменные возражения, в том числе, указали, что рыночная стоимость объектов недвижимости определена экспертом без учета НДС. Экспертом на запрос суда не представлены убедительные и исчерпывающие ответы на возражения сторон, в связи с чем определением Московского городского суда от 18 мая 2020 года в связи с наличием сомнений в обоснованности экспертного заключения на основании ст.83 КАС РФ судом удовлетворено ходатайство представителя административного ответчика и назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "-----".
В соответствии с заключением повторной судебной оценочной экспертизы от 03 июля 2020г. рыночная стоимость помещений по адресу: город Москва, ул. ---- определена экспертом безотносительно НДС (без выделения в рыночной стоимости суммы НДС) в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером ---- равной рыночной стоимости в размере 30 717 918 рублей.
- помещение с кадастровым номером ----- равной рыночной стоимости в размере 300 072 рублей.
Стороны с результатом повторной судебной экспертизы не согласились, административный истец указал, что рыночная стоимость объектов недвижимости является завышенной, административный ответчик, напротив, полагал, что рыночная стоимость объектов недвижимости является заниженной. От сторон вновь поступило ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы.
Судом от эксперта истребованы письменные пояснения. В направленных в адрес суда пояснениях эксперт убедительно и подробно ответил на возражения административного истца и Департамента городского имущества города Москвы, письменные пояснения приобщены судом к материалам дела. Из представленных пояснений эксперта видно, что замечания к экспертному заключению не нашли своего подтверждения, в связи с чем судом отказано в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной экспертизы. Предусмотренных ст.83 КАС РФ оснований для назначения повторной экспертизы в судебном заседании не установлено, само по себе несогласие стороны с определенной экспертом рыночной стоимостью объектов недвижимости не является основанием для назначения по делу повторной экспертизы.
Оценивая заключение повторной судебной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы. Определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов недвижимости.
Экспертное заключение выполнено экспертом ---- М.И, который имеет необходимое образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению "Оценка недвижимости", он предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, его ответственность как оценщика застрахована должным образом. Рыночная стоимость объектов недвижимости определена экспертом безотносительно НДС, как следует из текста экспертного заключения.
В свою очередь сторонами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности повторного экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административного ответчика о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объектов недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административного ответчика о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 25 октября 2019г.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости помещений.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость нежилых помещений по адресу: город Москва, ул. ----- в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером ----- равной рыночной стоимости в размере 30 717 918 рублей.
- помещение с кадастровым номером ---- равной рыночной стоимости в размере 300 072 рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 октября 2019 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.