Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Пасюкова Е.В., поданную на решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 15 мая 2020 года и постановление заместителя начальника отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами, объектами нефтепродуктообеспечения по Московской области Центрального управления Ростехнадзора от 08 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ООО "Октан-Сервис", УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** начальника отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами, объектами нефтепродуктообеспечения по Московской области Центрального управления Ростехнадзора от 08 ноября 2019 года ООО "Октан-Сервис" (далее также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 15 мая 2020 года названное выше постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Пасюков Е.В. просит об изменении назначенного наказания путем его снижения размера административного штрафа до *** рублей, ссылаясь на то, что выявленные нарушения не влияют на реальный уровень обеспечения безопасности предприятия и не несут угрозы жизни и здоровью персонала и иным гражданам; устранение выявленных нарушений.
Законный представитель, защитник ООО "Октан-Сервис" в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу е заявили.
При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
К видам деятельности в области промышленной безопасности в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Федеральный закон N 116-ФЗ) относится, в числе прочего, эксплуатация опасного производственного объекта.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1, 3 ст. 7 Федерального закона N 116-ФЗ Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности могут быть предусмотрены возможность, порядок и сроки опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на опасном производственном объекте.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте 9ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Такие требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263.
Согласно п. 3 названного Положения Эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации.
Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица).
Заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица) копия положения о производственном контроле представляется в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по месту нахождения опасных производственных объектов, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, - также в эти федеральные органы исполнительной власти.
Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами (пп. л п. 11 Положения).
Приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 N 485 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", согласно п. 2.1.6 которых в эксплуатирующей организации по каждому структурному подразделению (производство, цех, отделение, установка, участок) должен быть разработан перечень газоопасных работ в соответствии с рекомендуемым образцом приложения N 1 к настоящим Правилам.
Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96 (ред. от 26.11.2015) утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", согласно п. 6.9.2 и п. 6.9.6 которых технологические процессы и работа оборудования не должны осуществляться с неисправными или отключенными системами контроля, управления и ПАЗ; сменный технологический персонал в случае обнаружения неисправности прибора или средств автоматизации должен провести аварийные отключения вышедших из строя приборов и средств автоматизации в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации средств автоматизации. Организацию проведения ремонта отключенных приборов, наладку и ремонт систем контроля, управления и ПАЗ должны проводить работники службы КИПиА или специализированной организации при наличии документов на проведение работ по наладке и ремонту систем контроля, управления и ПАЗ на ОПО.
Приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461 (ред. от 15.01.2018) утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", согласно п. 4.23 которых все технические устройства, эксплуатируемые на опасных производственных объектах складов нефти и нефтепродуктов, должны иметь паспорта организации-изготовителя, сертификаты или декларации соответствия требованиям технических регламентов или заключение экспертизы промышленной безопасности, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия.
Как следует из материалов дела *** г. должностными лицами Центрального управления Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Октан-Сервис" обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, соответствия указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических средств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов и другое.
По результатам проведенной проверки установлено, что ООО "Октан- Сервис" допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно:
- не аттестован главный инженер Общества, ответственный за осуществление производственного контроля, назначенный председателем аттестационной комиссии ООО "Октан-Сервис", по специальным требованиям промышленной безопасности (область аттестации Б 1.8) "Эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов";
- до сведения работников опасных производственных объектов не доводится информация об изменении требований промышленной безопасности, в Положении о производственном контроле не актуализирован перечень нормативных документов, Положение не переработано с учетом требований действующих Федеральных законов, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов;
- не аттестованы специалисты, осуществляющие эксплуатацию ОПО по вопросам промышленной безопасности, отсутствует протоколы внутренней аттестации специалистов и график, утвержденный руководителем ООО "Октан- Сервис";
- перечень газоопасных работ не согласован с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием);
- не обеспечиваются требования промышленной безопасности на опасном производственном объекте: "Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов" рег. N ***: не определен порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию средств автоматизации и систем газового анализа;
- имеются неисправные приборы средства измерения, входящие в систему контроля, управления и ПАЗ. На момент проведения проверки не работал датчик N ***
- не обеспечена безопасная эксплуатация технических устройств, применяемых на опасном производственном объект: не определен допустимый срок дальнейшей безопасной эксплуатации насосов ***, отсутствуют паспорта;
- не обеспечена безопасная эксплуатация технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте: не определен срок безопасной эксплуатации наливных устройств "*** единицы;
- материально-техническое обеспечение для проведения операций по локализации и ликвидации аварий на ОПО "Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов" не соответствует перечню, указанному в Плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
Указанные действия ООО "Октан-Сервис" квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и виновность ООО "Октан - Сервис" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении плановой проверки; актом проврки; положением о производственном контроле; иными материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судьей районного суда проверены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также судья районного суда правильно применили положения законодательств, регулирующих отношения в области промышленной безопасности и законодательства об административных правонарушениях и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях ООО "Октан-Сервис" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Не оспаривая фактических обстоятельств совершения правонарушения и вины Общества, защитник Пасюков Е.В. указывает в жалобе на суровость назначенного наказания.
Такой довод жалобы не может повлечь удовлетворение жалобы.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Определенные должностным лицом вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи и требованиям ст. ст. 2.1, 4.1 - 4.4 КоАП РФ, назначенное наказание является минимально предусмотренным санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ для юридических лиц; соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
В соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее *** рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Между тем каких-либо исключительных обстоятельств для снижения в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначенного ООО "Октан-Сервис" размера административного штрафа, осуществляющему деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов, которые представляют собой потенциальную, непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, причинения вреда состоянию и качеству окружающей среды, не установлено.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ООО "Октан-Сервис" по делу не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, а также решения судьи Басманного районного суда г. Москвы.
Срок и порядок привлечения ООО "Октан-Сервис" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 15 мая 2020 года и постановление заместителя начальника отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами, объектами нефтепродуктообеспечения по Московской области Центрального управления Ростехнадзора от 08 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ООО "Октан-Сервис" оставить без изменения, жалобу защитника Пасюкова Е.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.