Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гусевой Е.Р., поданную на постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 09 июля 2020 года, которым ООО "Агроторг" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей, УСТАНОВИЛ:
** года заместителем главы управы района Восточное Измайлово г. Москвы в отношении ООО "Агроторг" (далее также Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Гусева Е.Р. просит об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе фактическое проведение должностным лицом внеплановой выездной проверки в отсутствии соответствующего распоряжения и без согласования с органом прокуратуры; принятие Обществом всех необходимых мер к соблюдению дистанцирования; отсутствие скопления посетителей в торговом помещении магазина на момент выявления правонарушения; незаконное составление протокола об административном правонарушении без надлежащего извещения управляющей компании Общества; административное расследование по делу не проводилось.
Законный представитель ООО "***" в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы.
Защитник Общества Бажанова Ю.И. в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Бажанову Ю.И, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Исходя из положений пунктов "а", "м", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10, подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принят Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. N 42-УМ), пунктом 12.2 которого на органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, наложена обязанность обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Как следует из материалов дела 08 мая 2020 г. в 13 часов 24 минуты при проведении должностным лицом управы Восточное Измайлово г. Москвы мероприятия по проверке соблюдения работниками и посетителями торгового объекта ООО "Агроторг" (магазин "Пятерочка"), расположенного по адресу: *** обязательных для исполнения правил поведения при введении на территории города Москвы режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации установлено, что Обществом не обеспечена организация ограниченного допуска в объект по количеству посетителей, до посетителей не доводится информация о необходимости соблюдения дистанцирования, не установлен специальный режим допуска посетителей в магазин, что не позволило посетителям и работникам указанного объекта соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров.
Указанные действия ООО "Агроторг" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей; видеозаписью; устными показаниями представителя управы района Восточное Измайлово г. Москвы Степченковой Е.А.; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях ООО "Агроторг" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Приведенный в жалобе довод о принятии Обществом всех зависящих от него мер для выполнения требований п. 12.2 Указа Мэра от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" не может повлечь признание обжалуемого постановления незаконным и его отмену в силу следующего.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
В целях снижения рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), защиты населения г. Москвы и создания условий для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ определены требования, обязанности, а также рекомендации для граждан и организаций различных форм собственности и подчинения.
К ним в частности относиться требование обеспечить, в том числе и организациями, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
При этом способы, которые необходимо применять для соблюдения социального дистанцирования граждан в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации не ограничиваются нанесением разметки и размещением иной предупреждающей информацией в помещении магазина и требует, в случае необходимости, применение иных организационных мер, в том числе и организации специального режима доступа граждан в помещение магазина, установление которого бы исключало скопление покупателей во всех местах торгового зала.
В данном случае из материалов дела, в частности видеозаписи, усматривается, что количество входящих и находящихся в помещение магазина "***" посетителей никак не контролируется, у прилавков с товарами сосредоточено 2 и более покупателей, между которыми не соблюдается социальная дистанция, при этом сотрудниками магазина соблюдение покупателями мер социального дистанцирования никак не контролируется, меры к уменьшению количества покупателей в помещении магазина не предпринимаются; у прилавков с товаром отсутствует наглядная доступная информация о необходимости соблюдения покупателями, а также работниками, социального дистанцирования.
Указанные обстоятельства очевидно свидетельствуют о том, что ООО "Агроторг" не исполнены в полной мере установленные Указом Мэра Москвы N 12-УМ от 05 марта 2020 г. правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Москвы.
В связи с этим ООО "Агроторг" обоснованно привлечено к административной ответственности, установленной ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на допущенные должностным лицом Управы нарушения порядка проведения проверки нельзя признать состоятельным, учитывая, что в отношении ООО "Агроторг" проверка, предусмотренная Федеральным законом 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", требующая вынесения распоряжения о назначении проведения проверки и уведомления прокурора, не проводилась.
Административное правонарушение выявлено в рамках проверки исполнения требования Указа Мера Москвы N 12-УМ от 05 марта 2020 г. о принятии мер, в том числе юридическими лицами, по недопущению распространения короновирусной инфекции, посредством обеспечения социального дистанцирования между работниками и посетителями, которое является обязательным для исполнения. Административное правонарушение выявлено должностным лицом Управы района Дорогомилово г. Москвы в рамках предоставленного ему п. 1.2.5 Указа Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ и распоряжения Главы Управы района Восточное Измайлово г. Москвы от 11.04.2020 г. на составление протоколов об административном правонарушении при выявлении фактов не обеспечения соблюдения требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых осуществляется торговая деятельность, на территориях ярмарок выходного дня.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судьей районного суда фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что не может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого судебного акта.
Ссылка в жалобе на незаконное составление протокола об административном правонарушении должностным лицом без извещения законного представителя ООО "Агроторг", которым является ООО "***", также не может быть признан состоятельной.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении Общество извещалось должностным лицом надлежащим образом, что подтверждается присутствующей на составлении протокола об административном правонарушении представителя ООО "Агроторг" Козловой А.А, действующей от имени ООО "Агроторг" на основании выданной ей доверенности от *** (л.д. ***).
Следует отметить, что выписка из ЕГРЮЛ не содержит данных о месте нахождения управляющей организации - ООО "***", в связи с чем должностное лицо не имело возможности уведомить названную организацию о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
Объективных доказательств, которые бы свидетельствовали о неосведомленности Общества о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении либо о подложности предъявленной Козловой А.А. доверенности на представление интересов ООО "Агроторг" по настоящему делу об административном правонарушении, защитником в ходе производства по делу и к настоящей жалобе не представлено.
Учитывая названные обстоятельства, должностное лицо обоснованно совершило данное процессуальное действие в отсутствие законного представителя ООО "Агроторг" - управляющей компании ООО "***", оснований полагать права Общества на защиту в ходе производства по настоящему делу нарушенными не имеется.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судьей районного суда фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что не может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого судебного акта.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ООО "Агроторг" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований для признания его чрезмерно суровым, а также применения положений ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ по делу не имеется с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в игнорировании обязательных требований к правилам поведения в условиях введенного режима повышенной готовности.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Агроторг" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 09 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Агроторг" оставить без изменения, жалобу защитника Гусевой Е.Р. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.