Центральный окружной военный суд в составе:
председательствующего - Белкина И.В, судей: Баландина А.Г, Леднёва А.А, при секретаре судебного заседания Кальшевой А, с участием представителя административных ответчиков Некуш К.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-39/2020 по апелляционной жалобе представителя начальника 1 отдела (г. Самара) федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее -1 отдел (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё") Некуш К.Б. на решение Самарского гарнизонного военного суда от 21 мая 2020 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего 5 военного представительства Министерства обороны РФ "данные изъяты" Анищенкова Антона Викторовича об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), связанных с отказом внести изменения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также действий федерального государственного казённого учреждения "Росвоенипотека" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с отказом в восстановлении накоплений на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы.
Заслушав доклад судьи Леднёва А.А, изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, выступление представителя административных ответчиков Некуш К.Б, в обоснование доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Анищенков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" и ДЖО МО РФ, связанные с отказом внести изменения в реестр участников накопительно-ипотечной системы (далее - НИС) жилищного обеспечения военнослужащих его учётной категории с "16" на "15", и обязать их внести изменения в его регистрационный номер участника НИС жилищного обеспечения военнослужащих;
- признать незаконными действия ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с отказом в восстановлении накоплений на его именном накопительном счёте участника НИС за предыдущий период прохождения им военной службы и обязать ФГКУ "Росвоенипотека", на основании внесённых изменений в именной накопительный счёт, произвести перерасчёт накоплений для жилищного обеспечения с учётом указанного периода.
Рассмотрев административное исковое заявление, Самарский гарнизонный военный суд решением от 21 мая 2020 г. требования Анищенкова удовлетворил частично. Суд признал незаконными действия начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё", связанные с отказом в изменении учётной категории Анищенкова с "16" на "15", обязал указанное должностное лицо в установленном порядке повторно рассмотреть вопрос об изменении учётной категории Анищенкова, с учётом признания незаконными доводов, послуживших основаниями принятия решения от 18 ноября 2019г. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Считая данное решение незаконным, представитель начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" Некуш подала апелляционную жалобу, в которой, указав на неправильное применение судом закона, подлежащего применению, неполное установление обстоятельств дела, подлежащих доказыванию, и ненадлежащую правую оценку юридически значимых обстоятельств, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований к 1 отделу (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" и ДЖО МО РФ.
В обоснование апелляционной жалобы Некуш, приводя собственный анализ нормативных актов Министерства обороны РФ, регламентирующих порядок реализации Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и представленных в 1 отдел (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" документов на Анищенкова, приходит к выводу, что изменения, внесённые в 2017 г. в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", на Анищенкова, как военнослужащего повторно поступившего на военную службу до вступления в силу этих изменений, не распространяются.
Не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, административный истец Анищенков подал на неё возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, заслушав представителя административных ответчиков Некуш К.Б. в поддержку доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что Анищенков в период с 2003 по 2008 годы проходил обучение в высшем военном учебном заведении, где заключил первый контракт о прохождении военной службы на время обучения в ВВУЗе и на 5 лет военной службы после его окончания. В период с ДД.ММ.ГГГГ после окончания ВВУЗа, он проходил военную службу на офицерских должностях и с ДД.ММ.ГГГГ был включён в реестр участников НИС военнослужащих.
В связи с увольнением с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, то есть по основанию, предусмотренному подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", и исключением из списков личного состава части, с ДД.ММ.ГГГГ Анищенков был исключен из реестра участников НИС. Выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", он не получал.
ДД.ММ.ГГГГ Анищенков заключил новый контракт о прохождении военной службы, вступивший в силу ДД.ММ.ГГГГ, и был назначен на воинскую должность в 5 военном представительстве Министерства обороны РФ. Согласно уведомлению о включении Анищенкова в реестр НИС от ДД.ММ.ГГГГ последний с ДД.ММ.ГГГГ ДЖО МО РФ повторно включён в реестр участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих (категория "16"). В соответствии с сообщением из 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" от ДД.ММ.ГГГГ дата возникновения права Анищенкова на включение в реестр участников НИС была изменена на ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом 5 военного представительства Министерства обороны РФ, в котором Анищенков проходит военную службу по контракту, в адрес начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" направлена таблица изменений в реестр участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих с приложением к ней документов на Анищенкова и указанием о необходимости изменить ему категорию участника в регистрационном номере, как участника НИС жилищного обеспечения военнослужащих с "16" на "15".
Решением начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" от ДД.ММ.ГГГГ N, оформленным уведомлением, Анищенкову отказано в изменении таковой, поскольку он включён в реестр участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих до внесения изменений в Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии с ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 г.) "О накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" на именном накопительном счёте участников НИС, которые вновь поступили на военную службу по контракту и которые были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основанию, предусмотренному, помимо прочего, подп. "б" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта), если при этом у них не возникло право на использование накоплений для жилищного обеспечения, учитываются денежные средства в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтённые на ИНС участников на день возникновения оснований для исключения их из реестра участников.
На основании п. 19 - 21 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 24 апреля 2017 г. N 245 (далее - Порядок), при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке и личном деле участника НИС, командир воинской части подписывает таблицу изменений, которая направляется воинской частью в подразделение жилищного обеспечения.
Подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) в течение 10 рабочих дней со дня получения от воинских частей таблиц изменений с заверенными копиями документов проверяет их на соответствие требованиям Порядка, формирует сводную таблицу изменений и в течение 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляет её с заверенными копиями документов в регистрирующий орган (п. 22 Порядка).
Таким образом, после вступления в законную силу Федерального закона от 7 марта 2017 г. N 32-ФЗ о внесении изменений в ч. 7.1 ст. 5 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", то есть после ДД.ММ.ГГГГ, сведения, содержащиеся в уведомлении о включении административного истца в реестр, стали противоречить сведениям, содержащимся в его личной карточке и его личном деле участника НИС. Соответственно, как правильно указал гарнизонный военный суд, начальник 5 военного представительства Министерства обороны РФ обоснованно направил в жилищный орган соответствующие изменения в реестр участников НИС.
Как усматривается из приложения N 2 к Порядку, в сводном списке военнослужащих для включения в реестр участников НИС в графе "Номер категории" указывается категория участника НИС:
15 - военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона, и были исключены из реестра участников НИС в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона, или общая продолжительность военной службы которых на дату исключения из списков личного состава воинской части составляла 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении;
16 - военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по иным, не указанным в ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона основаниям, и не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона, или не воспользовались правом стать участниками НИС.
В силу ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной, в частности, в постановлении от 5 апреля 2007 г. N 5-П, любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Анализ положений нормативных правовых актов в сфере регулирования статуса военнослужащих позволяет прийти к выводу о том, что законодатель, предоставляя те или иные права, гарантии и блага, стимулирует таким образом военнослужащих длительное время находиться на военной службе и при этом создает условия, при которых военнослужащим выгодно безупречно выполнять свой воинский долг, поскольку именно от этих объективных и справедливых критериев зависит тот объем и уровень материальных и социальных гарантий предоставленных государством, на которые военнослужащий вправе претендовать.
Исходя из содержания ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" данная гарантия предоставляется военнослужащим, в период прохождения военной службы которых имелся отрезок времени участия в НИС, служба которых закончилась в связи с их увольнением с военной службы по одному из не дискредитирующих оснований, если при этом у них не возникло право на использование накоплений как участника НИС.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая длящийся публично-правовой характер правоотношений между государством (в лице соответствующих органов военного управления) и военнослужащим, связанных с участием в НИС, сопровождающийся непрерывным возникновением новых прав и обязанностей между сторонами, суд приходит к выводу о том, что изменение, внесённое в ч. 7.1 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, порождало право Анищенкова на учёт денежных средств в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтённых за предыдущий период военной службы, а правило недопустимости придания закону обратной силы в данном случае неприменимо, поскольку в ином случае это будет дифференцировать объём прав и обязанностей военнослужащих, относящихся к одной категории в зависимости от времени заключения контракта о прохождении военной службы, и необоснованно приравнивать военнослужащих, которые в течение срока контракта безупречно исполняли свои служебные обязанности, но ввиду каких-либо обстоятельств были уволены с военной службы, после чего поступили на военную службу по контракту до ДД.ММ.ГГГГ, к тем лицам, которые были уволены с военной службы по дискредитирующему основанию, в связи с чем поданное Анищенковым административное исковое заявление в части признания незаконными действий начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё", связанных с отказом в изменении учётной категории Анищенкова с "16" на "15" обосновано удовлетворено гарнизонным военным судом.
Мнение автора жалобы о том, что эти изменения к административному истцу неприменимы, поскольку в реестре участников НИС он повторно включён до их вступления в законную силу, суд апелляционной инстанции находит ошибочными. Действительно, вышеуказанный Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 32-ФЗ не содержит в себе указания о его распространении на правоотношения, возникшие до введения его в действие. Вместе с тем, содержание ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" с учётом внесённых изменений указывает на то, что при решении вопроса о её применении существенное значение имеет не дата возникновения основания для включения в данный реестр повторно поступившего на военную службу по контракту военнослужащего (до вступления изменений Федерального закона в законную силу либо после этого), а наличие у такого военнослужащего статуса участника НИС, то есть факт включения его в этот реестр после заключения нового контракта о прохождении военной службы.
Верным является и вывод гарнизонного военного суда о необходимости отказа в удовлетворении требований Анищенкова к ДЖО МО РФ и ФГКУ "Росвоенипотека".
Таким образом, не согласиться с решением гарнизонного военного суда у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, Центральный окружной военный суд
определил:
Решение Самарского гарнизонного военного суда от 21 мая 2020 г. по административному делу N 2а-39/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего 5 военного представительства Министерства обороны РФ "данные изъяты" Анищенкова Антона Викторовича об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжильё" и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, связанных с отказом внести изменения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также действий федерального государственного казённого учреждения "Росвоенипотека", связанных с отказом в восстановлении накоплений на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Некуш К.Б. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в Кассационный военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его принятия.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) А.А. Леднёв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.