Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Цыбульника В.Е, судей Меркулова Д.В, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 13 мая 2020 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований старшего мичмана Петришина Евгения Михайловича о признании незаконными действий начальника 1 отдела (г. Севастополь) федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии супруги истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 21 января 2020 г. N 37/сев Петришин Е.М. с составом семьи 4 человека (он и трое детей) принят на учет нуждающихся в жилых помещенях, предоставляемых по договору социального найма (далее - жилищный учет). Тем же решением супруге истца - Петришиной Е.А. отказано в принятии на жилищный учет на том основании, что ей на праве собственности принадлежал земельный участок для индивидуального строительства общей площадью 814 кв.м, который в 2018 году она продала.
Петришин Е.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным данное решение в указанной части и обязать названное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о принятии его супруги на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Петришин Е.М. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование автор жалобы указывает, что оснований для отказа в принятии его супруги на жилищный учет не имелось. На дату обращения с заявлением о принятии на жилищный учет его семья являлась многодетной, земельный участок был получен его супругой на основании украинского законодательства. Однако суд первой инстанции необоснованно посчитал, что его супруга не подпадает под исключения из правила, установленного пунктом 5 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что старший мичман Петришин Е.М. проходит военную службу по контракту в войсковой части N, подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта и имеет состав семьи 5 человек (он, супруга и трое детей).
На основании решения Николаевского поселкового совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 7 февраля 2007 г. супруге истца - Петришиной Е.А. был предоставлен земельный участок N 42 площадью 0, 08 га. для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, расположенный по адресу: "адрес"
После вхождения Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации этот участок был передан Петришиной Е.А. в собственность бесплатно.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2016 г. N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту" федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, предписано обеспечивать военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, ранее проходивших военную службу в дислоцировавшихся (располагавшихся) до 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частях вооруженных сил, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.
Таким образом, порядок и условия предоставления указанным гражданам жилых помещений должны соответствовать действующему российскому законодательству.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", гарантированное ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 12 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
В соответствии с частью 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 5 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, гарнизонный военный суд исходил из того, что права Петришиной Е.М. не нарушены, поскольку она была обеспечена земельным участком от органов местного самоуправления, а истец с детьми приняты на жилищный учет.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку в части 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации содержится прямое указание на то, что ее нормы не распространяются на граждан, имеющих трех и более детей, и супруга истца - Петришина Е.А. подпадает под действие данной нормы закона.
Принятие же детей на жилищный учет не свидетельствует о том, что они не должны учитываться при решении вопроса о принятии на данный учет их родителей.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и допустил ошибку в применении норм материального права.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы административного истца суд второй инстанции отменяет решение суда и принимает по делу новое решение об удовлетворении требований Петришина Е.М.
В суд апелляционной инстанции посредством факсимильной связи поступили светокопии решений начальника отдела управления жилищного обеспечения о рассмотрении жилищным органом заявления истца, связанного с принятием его супруги на жилищный учет.
Между тем, данные светокопии не отвечают требованиям статьи 70 КАС Российской Федерации и не могут быть оглашены в судебном заседании ввиду низкого качества копирования. Поэтому судебная коллегия лишена возможности принять их в качестве письменных доказательств, свидетельствующих о восстановлении нарушенных прав истца в полном объеме и учесть при вынесении апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 13 мая 2020 г. по административному исковому заявлению Петришина Евгения Михайловича отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Петришина Евгения Михайловича удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника 1 отдела (г. Севастополь) федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 37/сев в части отказа в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, супруги административного истца - Петришиной Екатерины Александровны.
Обязать начальника 1 отдела (г. Севастополь) федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня получения для исполнения копии данного судебного постановления отменить свое решение от 21 января 2020 г. N 37/сев в указанной части и повторно рассмотреть вопрос о принятии Петришиной Екатерины Александровны на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи Петришина Е.М, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.