Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А, судей Новосёловой Е.Г, Сачкова А.Н, при секретаре Тенгерековой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Гузачева В. А. на решение Алейского городского суда Алтайского края от 20 мая 2020 года по делу по иску Гузачева В. А. к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу", *** пожарной команде Центрального военного округа, ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай" о взыскании недоплаченного дополнительного материального стимулирования, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гузачев В.А. обратился в Алейский городской суд с исковым заявлением о взыскании недоплаченного дополнительного материального стимулирования, компенсации морального вреда, указывая на то, что ДД.ММ.ГГ он был принят на работу в пожарную команду *** на должность пожарного в войсковую часть ***. ДД.ММ.ГГ дополнительным соглашением к трудовому договору установлен представитель работодателя - *** пожарная команда Центрального военного округа. За ДД.ММ.ГГ сотрудникам данной пожарной команды начислено и выплачено дополнительное материальное стимулирование. В отличие от большинства сотрудников, которым было начислено по 2 000 рублей, ему начислено только 1 800 рублей (с учетом удержаний 1 293 рубля). Полагает уклонение от выплаты дополнительного материального стимулирования в полном объеме неправомерным, поскольку в соответствии с действующим законодательством, указанная выплата является составной частью предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии, бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов. В связи с чем, снижение выплаты нарушает трудовые права работника и не может быть признано правомерным. При таких обстоятельствах считает, что в его пользу должно быть доплачено 200 рублей. Полагает, что в случае удовлетворения его исковых требований с ответчиков подлежит взысканию и моральный вред, выражающийся в нравственных страданиях в связи с неправомерными действиями в связи с недоплатой дополнительного материального стимулирования в сумме 3 000 рублей. Просит взыскать с ответчиков в его пользу доплату по дополнительному материальному стимулированию за ДД.ММ.ГГ в сумме 200 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 20 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований Гузачеву В.А. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Гузачев В.А. просит отменить решения суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что выводы суда постановлены при существенном нарушении норм материального права. В соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации истец имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Считает ошибочными выводы суда о том, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" не является гарантированной выплатой обязательного характера. Работодатель, несмотря на длительные споры так и не принял локальный нормативный акт, который бы устанавливал критерии снижения сумм дополнительного материального стимулирования, произвольно снижая размер полагающейся истцу премии.
В ходатайстве о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации представитель просит решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции истец Гузачев В.А. и его представитель Гиренков А.Н. просили удовлетворить апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела следует, что Гузачев В.А. на основании трудового договора *** от ДД.ММ.ГГ работал в должности пожарного в пожарной команде войсковой части ***.
Занимаемая истцом должность относится к категории гражданского персонала.
В дальнейшем подчиненность гражданского персонала пожарной команды изменена, полномочия работодателя в отношении работников пожарной команды возложены на начальника пожарной команды ***.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГ между *** пожарной командой Центрального военного округа и Гузачевым В.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору (л.д.14).
Согласно Положению по организации повседневной деятельности в подразделении пожаротушения *** пожарной команды Центрального военного округа военного гарнизона "адрес", пожарная команда создана при военном гарнизоне "адрес" и обеспечивает пожарную охрану воинских частей и учреждений Алейского гарнизона.
В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГ *** л/с "О выплате дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу *** пожарной команды Центрального военного округа за ДД.ММ.ГГ" в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" и решением Министра обороны Российской Федерации от 30 ДД.ММ.ГГ, в пределах доведенного объема бюджетных средств на эти цели, принято решение выплатить гражданскому персоналу *** пожарной команды премию по итогам работы в ДД.ММ.ГГ с учетом применяемого к заработной плате районного коэффициента в размерах, согласно приложению к приказу (л.д. 45-47).
В соответствии с приложением *** к указанному приказу премия пожарному Гузачеву В.А. начислена в размере 1 800 руб. Иным лицам гражданского персонала пожарной команды начислено от 500 рублей до 2 200 рублей.
Обращаясь в суд с требованиями, истец со ссылкой на выплаты другим работникам в большем размере, полагал возможным требовать взыскания с ответчика доплаты к премии в размере 200 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании доплаты к премии суд исходил из того, что определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала *** пожарной команды относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей; истец не лишен за спорный период времени дополнительного материального стимулирования; при этом отсутствие у истца в указанный период времени дисциплинарных взысканий не является безусловным основанием выплаты дополнительного материального стимулирования в размере расчетной суммы 2 000 руб. Судом учтено, что определяя сумму выплаты, работодатель исходил из того, что в ДД.ММ.ГГ при принятии зачетов по специальной подготовке Гузачев В.А. получил "неудовлетворительные" оценки.
Судебная коллегия с принятым решением по существу спора соглашается.
В соответствии с п.1.11.3 трудового договора *** от ДД.ММ.ГГ Гузачеву В.А. установлены процентная надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны 15%, районный коэффициент 20%, оплата за работу в ночное время 35%, прочие доплаты, надбавки и коэффициенты, предусмотренные трудовым правом; премия выплачивается в соответствии с Положением о премировании ежемесячно до 25% должностного оклада (п.1.11.6 трудового договора); единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год выплачивается с учетом районного коэффициента в соответствии с приказом и коллективным договором (п.1.11.8 трудового договора).
Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГ пункт 4 раздела 1.12 трудового договора *** от ДД.ММ.ГГ изложен в следующей редакции: за особые условия работы гражданскому персоналу *** пожарной команды Центрального военного округа компенсационные выплаты установлены в размере 100% должностного оклада.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Таким образом, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера является прерогативой работодателя.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 настоящего Указа (в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675).
Руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы) (пункт 7 настоящего Указа) (в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации", "Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации") предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (п.21).
Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (п.22).
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (п.23).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (п.38).
Исходя из приведенных выше норм суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ принят Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом пожарной командой *** Центрального военного округа на 2017-2020 годы, который прошел уведомительную регистрацию в ЦЗН УСЗН по г.Алейску и Алейскому району ДД.ММ.ГГ.
Положением о материальном стимулировании гражданского персонала *** пожарной команды Центрального военного округа (приложение N 2 к коллективному договору) (далее - Положение) определено, что конкретный размер премии определяется в соответствии с личным вкладом работника в выполнение задач, стоящих перед командой в пределах средств, предусмотренных на эти цели, фондами оплаты труда и максимальными размерами не ограничивается. Основанием для выплаты премии является приказ начальника команды с указанием конкретного размера суммы премии каждому работнику в рублях, который доводится до всех работников.
Согласно разделу II Положения за счет средств экономии фонда оплаты труда гражданскому персоналу устанавливаются выплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Данная компенсационная выплата устанавливается по соглашению сторон трудового договора и не может превышать размера должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии или должности. Основанием для выплат стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы является приказ начальника команды, согласованный с представителем команды, с указанием конкретного размера выплаты в рублях.
Из раздела III данного Положения "Порядок начисления и выплаты премий" следует, что в конце каждого квартала бухгалтер финансового управлении, осуществляющий учет и контроль использования средств заработной платы работников команды, представляет начальнику команды сведения о фактическом расходе фонда оплаты труда, о планируемой сумме фонда выплат компенсационного и стимулирующего характера на премирование в текущем месяце и наличии средств экономии фонда оплаты труда для выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы. Начальник команды с учетом мнения представителя команды принимает решение о распределении денежных средств на премирование из фонда выплат компенсационного и стимулирующего характера, а при наличии экономии фонда оплаты труда - для выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы. Командиры отделений представляют начальнику команды ходатайства, в которых указывают работников, подлежащих премированию, и суммы премии для каждого работника с учетом их личного вклада. На основании ходатайств командиров отделений с учетом мнения представителя команды издается приказ начальника команды *** пожарной команды Центрального военного округа, в котором указываются работники, подлежащие премированию и конкретный размер премии, установленный каждому работнику, который доводится до всех работников.
Разделом IV Положения определены показатели премирования: уровень профессиональной компетенции работника, знание необходимых руководящих документов, качество законченной работы, своевременность и полнота выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты работы, отсутствие нарушений техники безопасности. При выполнении показателей не в полном объеме премия работникам уменьшается, или не выплачивается полностью.
Из содержания вышеприведенных положений Коллективного договора также следует, что средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются составляющей частью денежного содержания, не носят системный характер, данные выплаты не являются гарантированными, производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, премирование работников по результатам труда является правом, а не обязанностью работодателя.
В соответствии со ст.3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Доводы жалобы о дискриминации со стороны работодателя при установлении Гузачеву В.А. отличного от других работников размера стимулирующей выплаты обоснованно не были приняты судом в качестве основания удовлетворения иска.
Судебная коллегия полагает, что установление нефиксированного размера стимулирующей выплаты позволяет работодателю наиболее эффективно определять ее размер в зависимости от личного вклада работника.
Определение конкретного размера стимулирующей выплаты является компетенцией работодателя при соблюдении им условий трудового договора, действующего законодательства, локальных нормативных актов и коллективного соглашения.
Ответчик обосновал определение Гузачеву В.А. премии в установленном размере, исходя из личного вклада работника и показателей его работы по итогам ДД.ММ.ГГ, которые отличны от показателей работы других работников. Доказательств дискриминации истца и злоупотребления ответчиком правом не установлено.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено нарушения трудовых прав истца, в соответствии с положениями статей 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
С учетом изложенного, по результатам проверки решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 20 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Гузачева В. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.