Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С, судей - Бирюкова В.П. и Ждановича Д.В, при секретаре - Ермаковой В.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителей Министерства обороны Российской Федерации - ФИО1 и федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" - ФИО2 на решение Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 9 января 2020 года по административному исковому заявлению военнослужащего "данные изъяты" "данные изъяты" Суликаева Д.З. об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанных с начислением инвестиционного дохода на именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Кураксина А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление Суликаева Д.З. удовлетворено.
Суд признал незаконными действия федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанные с отказом в зачислении денежных средств в виде инвестиционного дохода на именной накопительный счет Суликаева Д.З, являющегося участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), за период с июня 2008 года по 1 июля 2014 года.
Этим же решением суд обязал ФГКУ "Росвоенипотека" определить величину инвестиционного дохода, который был бы начислен административному истцу при своевременном включении его в реестр участников НИС за период с июня 2008 года по 1 июля 2014 года, а также истребовать у Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) необходимую сумму денежных средств для перечисления на именной накопительный счет Суликаева Д.З.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Росвоенипотека" - ФИО2 выражает несогласие с решением суда и просит его отменить.
В обоснование своей позиции автор жалобы, ссылаясь на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", указывает, что ФГКУ "Росвоенипотека" прав Суликаева Д.З. не нарушало, обязанность по своевременному включению административного истца в реестр участников НИС, передаче необходимых сведений об этом в ФГКУ "Росвоенипотека" возложена на МО РФ и Департамент жилищного обеспечения МО РФ.
Далее автор жалобы, ссылаясь на ст. 5, ст. 17 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"), п. 6, п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, указывает, что учет инвестиционного дохода возможен только в случае, если накопительный счет является активным и на нем есть денежные средства. Начисление инвестиционного дохода за прошедший период на счет участника, который был несвоевременно включен в реестр, законом не предусмотрено.
Также автор жалобы отмечает, что именной накопительный счет административного истца был открыт 27 июня 2014 года, с датой включения в реестр участников НИС с 7 июня 2008 года, поэтому в период с июня 2008 года по 1 июля 2014 года инвестиционный доход на индивидуальный накопительный счет Суликаева Д.З. не мог быть начислен, так как денежные средства на его счет не поступали и в доверительное управление не передавались, а возложение обязанности о начислении инвестиционного дохода с даты возникновения оснований для включения в реестр не соответствует законодательству.
В заключении автор жалобы указывает, что возникший спор подлежал разрешению в порядке искового производства.
Представитель МО РФ ФИО1 в своей апелляционной жалобе также выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование своей позиции автор жалобы, ссылаясь на ст. 3, 4, 5 и 7 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", указывает, что надлежащим ответчиком по делу является ФГКУ "Росвоенипотека", однако получение военнослужащим дохода за счет средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, судебное решение должно быть исполнимым и содержать точную сумму, подлежащую взысканию с ответчика.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Росвоенипотека" Суликаев Д.З, анализируя нормы законодательства, регулирующего порядок включения военнослужащих в число участников НИС, отмечает, что инвестиционный доход за период с 2008 по 2014 год был учтен на его накопительном счете в меньшем размере по вине воинских должностных лиц, которые несвоевременно включили его в реестр участников НИС.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений административного истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является их участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, правила участия в которой, а также формирование, особенности инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируются Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих").
Как установлено п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", к участникам накопительно-ипотечной системы относится лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года.
Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации определен приказом Министра обороны РФ от 24 апреля 2017 года N 245, в соответствии с п. 10 которого командиры воинских частей отвечают за своевременное выявление и учет военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр, и военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС, а также за рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.
Как установлено п. 11 тех же Правил, документы военнослужащего, подлежащего включению в реестр, не позднее пятого числа месяца, следующего за месяцем возникновения основания для включения военнослужащего в реестр, направляются воинской частью в региональное управление жилищного обеспечения или его территориальный отдел (отделение) (далее - подразделение жилищного обеспечения) в соответствии с территориальной принадлежностью.
Подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) в течение 10 рабочих дней после получения документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения в реестр.
Согласно п. 13 Порядка, на лиц, окончивших военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны (ВВУЗ), получивших в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г. и заключивших первый контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г, кроме направляемых в другие федеральные органы исполнительной власти или федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральный орган), личные карточки формируются в ВВУЗах в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Порядка.
На выпускников ВВУЗов документы для включения их в число участников НИС направляются не позднее 20 рабочих дней со дня присвоения выпускникам первого воинского звания офицера в подразделение жилищного обеспечения, на территории которого дислоцируется ВВУЗ. Командиры воинских частей (кроме отдельных воинских частей) в срок до 15 сентября текущего года уведомляют подразделение жилищного обеспечения по месту дислокации ВВУЗа о прибытии выпускников ВВУЗов к месту прохождения военной службы.
Как усматривается из материалов дела, Суликаев Д.З, окончивший 7 июня 2008 года высшее военное учебное заведение с присвоением воинского звания лейтенанта, в нарушение вышеприведенных требований Правил, был включен в реестр НИС только 27 июня 2014 года с датой возникновения права 7 июня 2008 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", накопления для жилищного обеспечения формируются за счет доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, а также из иных источников.
Согласно ч. 4 и ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно копии справки заместителя начальника отдела по ведению именных накопительных счетов Хабаровского филиала ФГКУ "Росвоенипотека" от 13 декабря 2019 года, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именном накопительном счете административного истца за период с июня 2018 года по 1 июля 2014 года учтены не были.
6 сентября 2019 года ФГКУ "Росвоенипотека" отказало административному истцу в начислении дохода от инвестирования за период с 7 июня 2008 года по 1 июля 2014 года ввиду отсутствия его в реестре участников НИС в этот период.
Вопреки мнению авторов жалоб, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о нарушении прав Суликаева Д.З. на получение инвестиционного дохода за весь период с момента возникновения у него права на участие в НИС, поскольку данный доход им не был получен ввиду несвоевременного включения его в реестр участников НИС по вине воинских должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, не выполнивших возложенную на них обязанность по своевременному включению названного военнослужащего в указанный реестр.
При этом суд правомерно возложил обязанность по восстановлению нарушенного права административного истца на ФГКУ "Росвоенипотека", поскольку именно названное учреждение создано для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы, что прямо следует из Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года N 449 и постановления Правительства РФ от 22 декабря 2005 года N 800.
По этой причине ссылки представителя названного учреждения на то, что ФГКУ "Росвоенипотека" является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятельны.
Правилен и вывод суда первой инстанции о необходимости рассмотрения данного дела в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, поскольку истец оспаривал действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Росвоенипотека", наделенных государственными и иными публичными полномочиями по реализации жилищный гарантий военнослужащих, установленных ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 1, п. 2 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Данный вывод полностью соответствует правовой позиции, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которой к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Доводы представителя Министерства обороны Российской Федерации - ФИО1 о том, что судебное решение должно содержать точную сумму, подлежащую взысканию с ответчика, о незаконности оспариваемого судебного решения не свидетельствуют, поскольку в силу п. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае признания оспоренных действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принявшими оспоренное решение или совершившим оспоренное действие (бездействие), не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, суд может возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
При этом отсутствие механизма начисления дохода на счета участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, не может является препятствием для восстановления нарушенного права административного истца на получение накоплений от инвестиционного дохода в том размере, в котором этот инвестиционный доход мог быть ему начислен в случае своевременного включения его в число участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 09 января 2020 года по административному делу по заявлению Суликаева Д.З. об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", связанных с начислением инвестиционного дохода на именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей ФИО1 и ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.