Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А. М, судей: Жидковой О.В, Мальцевой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Харлашина Алексея Викторовича на решение Себежского районного суда Псковской области от 14 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 02 сентября 2020 года по административному делу N 2а-339/2020 по административному исковому заявлению Романова Игоря Павловича об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Себежского района (от 30 июля 2020 г. N 141/515 "О регистрации кандидатом на должность Главы Себежского района Харлашина Алексея Викторовича".
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Харлашина А.В, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, пояснения представителя Романова И.П. - Кулакова И.Н, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, заключение прокурора Кичаевой О.А, полагавшей состоявшиеся по делу судебные акты незаконными и подлежащими отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романов И.П. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Себежского района (далее ТИК Себежского района), принятого в форме Постановления от 30 июля 2020 г. N 141/515 "О регистрации кандидатом на должность Главы Себежского района Харлашина Алексея Викторовича".
В обоснование требований указал, что 19 июня 2020 г. решением Собрания депутатов Себежского района N 177 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы Главы Себежского района.
Романов И.П. является зарегистрированным кандидатом на должность Главы Себежского района, выдвинутым избирательным объединением Регионального отделения в Псковской области Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА", на основании Постановления ТИК Себежского района от 29 июля 2020 г. N 140/511.
Харлашин А.В. является зарегистрированным кандидатом на должность Главы Себежского района, выдвинутым избирательным объединением Псковское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, на основании Постановления ТИК Себежского района от 30 июля 2020 г. N 141/515.
По мнению административного истца, документы, представленные Харлашиным А.В. в ТИК Себежского района, как кандидатом на должность Главы Себежского района, не соответствует требованиям закона.
В частности, ни графа "Наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе", ни графа "Содержание обязательства" раздела 4
"Обязательства имущественного характера" Справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации не заполнены, сведения об отсутствии такого имущества и обязательств путем проставления слова "отсутствует" в указанные графы не внесены; в Сведениях о расходах, представленных в избирательную комиссию, в графе "Наименование имущества" раздела 2 Справки отсутствует запись о том, что "В течение последних трех лет сделок по приобретению указанного имущества на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, не имелось", то есть представленные Харлашиным А.В. в избирательную комиссию документы не содержат обязательные, предусмотренные законом сведения.
Полагая, что решение избирательной комиссии подлежит признанию незаконным в порядке статей 239-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), как принятое с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ N 67-ФЗ), подпунктом "в.1", "в.2" пункта 8 статьи 36 Закона Псковской области от 01 августа 2003 г. N 295-оз "Избирательный кодекс Псковской области" (далее Избирательный кодекс), обратился в суд с настоящим иском.
Решением Себежского районного суда Псковской области от 14 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 02 сентября 2020 года административный иск удовлетворен.
На вступившие в законную силу судебные акты Харлашин А.В. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. Ссылается на нарушение судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что такие нарушения были допущены по делу судами первой и апелляционной инстанций.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Харлашин А.В. для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата не представил надлежащим образом заполненные документы, содержащие соответствующие сведения, перечисленные в подпунктах "а", "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следовательно, регистрация кандидатом на должность Главы Себежского района Харлашина А.В. осуществлена с нарушением требований закона, предъявляемых к оформлению документов и объему содержащихся в них сведений.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда согласилась с этим мнением.
Однако выводы судов первой и апелляционной инстанций противоречат закону и обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что 22 июля 2020 года Харлашин А.В. представил в территориальную избирательную комиссии Себежского района документы, необходимые для регистрации кандидата на должность, в том числе справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, и справки о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (л.д. 49-53).
Судом апелляционной инстанции указано что Харлашиным А.В, не заполнена графа "Наименование имущества" раздела 2 Справки о расходах по сделкам кандидата Харлашина А.В, в графе "Сумма сделки" проставлен прочерк. В аналогичной справке несовершеннолетнего сына кандидата Харлашина А.В. в названных графах проставлены прочерки.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" предусмотренные пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ сведения предоставляются кандидатом в депутаты в утвержденной, данным Указом, форме документов - двух справок: справке об имуществе и обязательствах, а также справке о расходах, данные документы заполняются отдельно на каждое лицо (кандидат, его супруга (супруг), несовершеннолетние дети).
Пунктом 3 данного указа Президента Российской Федерации установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным настоящим указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Как указывалось выше, пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплена обязанность кандидата представить приведенные в данном пункте сведения по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546.
Следовательно, представление кандидатом таких сведений по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, свидетельствует о соблюдении требований закона.
Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 года (пункт 2.1).
Согласно подпункту "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 этого же Федерального закона, иным законом.
Как следует из подпункта "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", сведения о расходах подлежат представлению только по сделкам, сумма которых превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
В Примечании 1 к справке, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, указано, что справка заполняется в случае, если сумма сделки, совершенной в течение последних трех лет до первого числа месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки; если в отчетный период кандидат, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети не совершали указанных сделок, то в графе "Наименование имущества" раздела 2 данной справки проставляются слова "В течение последних трех лет сделок по приобретению указанного имущества на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, не имелось" и остальные графы раздела 2 и графы раздела 3 не заполняются.
Среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата Харлашина, имеется справка о доходах кандидата, в которой указаны сумма его дохода за 2019 год перечислено имеющееся у Харлашина имущество. Из этих документов видно, что сделок превышающих общий доход кандидата за три последних года, не имелось.
С учетом того, что из представленных кандидатом справок о расходах и других документов кандидата в совокупности однозначно следует, что сделок по приобретению имущества, о которых надлежит представить сведения в соответствии с требованием федерального закона, кандидатом и не совершалось, не имеется оснований полагать, что кандидатом не представлены какие-либо сведения о таких сделках, а, следовательно, и о наличии предусмотренных подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оснований для отказа в регистрации кандидата.
Так же судом установлено, что в справках о принадлежащем кандидату, несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах несовершеннолетних детей Харлашиным поставлены прочерки.
Ссылаясь на положения пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, суд указал, что Харлашин А.В. должен был заполнить соответствующие графы таблицы справки указав слово "отсутствует". Невыполнение этой обязанности свидетельствует о непредставлении документа, необходимого для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования.
Так же суд сослался на пункте 2.2. Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 г, согласно которому в случае отсутствия недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок. Отсутствие такой записи свидетельствует о непредставлении указанных сведений.
Между тем, в указанном пункте Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации указан случай когда кандидатом не заполнены графы соответствующих справок.
Харлашиным же графы заполнены путём проставления прочерка.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает такое заполнение справок не противоречащим требованиям законодательства о защите избирательных прав граждан.
На основании пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении дел данной категории необходимо руководствоваться
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральными конституционными законами от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ), от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации";
- Федеральными законами от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ), от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ), от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ), от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы";
- конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;
- иными нормативными правовыми актами о выборах и референдумах, принимаемыми в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Таким образом, при рассмотрении дел о защите избирательных прав граждан установлен приоритет специального законодательства, регулирующего проведение выборов и референдумов.
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен принцип, согласно которому не могут служить основанием для признания документов незаконными содержащиеся в документах сокращения слов и дат, реквизитов адреса места жительства, если это не препятствует однозначному восприятию таких сведений.
Заполнение граф таблицы прочерками в случае отсутствия подлежащих внесению в эти графы данных является общей практикой, употребляемой в различных правовых сферах, и не препятствует однозначному восприятию таких данных как отсутствие соответствующих сведений. У Харлашина А.В. и его сына отсутствуют имущество и имущественные обязательства за пределами Российской Федерации, о чем Харлашиным сообщено избирательной комиссии путём проставления прочерков в графах справки.
Проставление прочерков в таблице при отсутствии сведений, подлежащих внесению предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.09.2017 N 121 "Об утверждении Методологии разработки, ведения и применения справочников и классификаторов, входящих в состав ресурсов единой системы нормативно-справочной информации Евразийского экономического союза", Указанием Банка России от 08.10.2018 N 4927-У (ред. от 20.11.2019) "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами, то есть является сложившейся практикой в различных сферах где требуется внесение сведений в документы.
При таких обстоятельствах требования закона при предоставлении документов для регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Харлашиным А.В. выполнены.
Предусмотренные подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оснований для отказа в регистрации Харлашина А.В. отсутствовали.
Состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными. Они подлежат отмене. Поскольку судами допущены ошибки в применении норм материального права, суд кассационной инстанции считает возможным принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Себежского районного суда Псковской области от 14 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 02 сентября 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Романова Игоря Павловича об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Себежского района (от 30 июля 2020 г. N 141/515 "О регистрации кандидатом на должность Главы Себежского района Харлашина Алексея Викторовича".
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано непосредственно в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.